Модернизация и развитие образовательной деятельности СибГМУ

Организация образовательного процесса в СибГМУ характеризуется рядом особенностей, создающих основу для инновационного развития:

  • направления обучения в вузе позволяют обеспечить кадрами все этапы инновационного процесса для нужд медицины: развернута подготовка исследовательских кадров, разработчиков медицинских технологий и фармтехнологий (медико-биологический, фармацевтический факультеты), врачей (лечебный, педиатрический факультеты),  кадров для сопровождения инноваций в здравоохранение (факультет клинической психологии, психотерапии и социальной работы, факультет экономики и управления в здравоохранении);
  • реализована модель непрерывного опережающего образования в области медицины высоких технологий посредством привлечения потенциала академических институтов г. Томска (технологическая база, кадровый ресурс – ведущие специалисты НИИ в области онкологии, кардиохирургии, кардиологии, психиатрии, наркологии, фармакологии, медицинской генетики и др.);
  • реализуется программа разработки и модернизации учебно-методических комплексов дисциплин (в процесс вовлечены 100% кафедр);
  • в СибГМУ высокое качество объекта образования (обусловлено высоким конкурсом среди абитуриентов (5 человек на место в 2009 г.), наличием в СибГМУ эффективной системы довузовской подготовки) сочетается c качеством профессорско-преподавательского состава (79,8 % имеют ученую степень) и качеством ресурсного обеспечения образовательного процесса (внедрены электронные образовательные ресурсы,  в наличии – собственные клиники, имеющие в своем арсенале высокотехнологичное оборудование; в 2009 г. парк научного, учебного и лечебно-диагностического оборудования был увеличен на 108 млн. руб.).

Значимой предпосылкой для разработки и реализации проекта по созданию Национального исследовательского университета на базе СибГМУ является наличие в его составе уникального медико-биологического факультета, выпускники которого наделены компетенциями исследователей и разработчиков медицинских технологий. На факультете осуществляется подготовка по специальностям «медицинская биохимия», «медицинская биофизика», «медицинская кибернетика», проводится углубленное обучение по широкому спектру естественно-научных и фундаментальных дисциплин в сочетании с изучением клинической медицины. В образовательном процессе большой объем занимает самостоятельная работа, исследовательская деятельность. Внедрены проектно-ориентированные формы обучения на базе НИИ СО РАМН и СО РАН. Потребителями выпускников являются научно-исследовательские организации, высокотехнологичные диагностические и клинические центры, биотехнологические и фармацевтические компании. Высокая квалификация выпускников оценена в ведущих университетах Великобритании, Израиля, Канады, Франции, Германии, США.

В СибГМУ разработана и внедрена система подготовки высококвалифицированных врачебных кадров. С 2002 г. реализуется элитная подготовка врачей на основе интеграции с НИИ кардиологии, НИИ медицинской генетики, НИИ онкологии СО РАМН, формирования индивидуальной траектории обучения лучших студентов врачебных факультетов. Созданы не имеющие аналогов в России обучающие программы по передовым направлениям медицины – геномике и геномной медицине, молекулярной медицине, клинической патофизиологии, клинической цитологии, биофизике, молекулярной биологии, лабораторной медицине и др. В 2006-2009 гг. прошли обучение 134 человека.

В 2009 г. на основе изучения потребностей рынка (фармацевтических, биотехнологических предприятий, центров высоких медицинских технологий и др.) в СибГМУ совместно с СФУ, ТПУ и Университетом Кинки (Япония) стартовал процесс организации и внедрения в образовательную деятельность университетов (по модульному принципу) магистерских программ по междисциплинарным направлениям: «Медицинское приборостроение», «Нанобиотехнологии и наномедицина» (по запросу ГК «Роснано» для кадрового обеспечения бизнес-проектов), «Биосовместимые материалы и технологии на их основе» (разработаны учебные планы, создана образовательная инфраструктура; срок реализации проекта – 2010г).

Существенную динамику развития образовательного процесса в СибГМУ обусловила разработанная в 2007 г. инновационная образовательная программа «Реализация модели инновационного медицинского университета на основе разработки и внедрения эффективных научно-образовательных и управленческих технологий», получившая высокую экспертную оценку в профессиональном образовательном, медицинском и научном сообществах, экспертов Министерства образования и науки РФ. Предпринятые по ее реализации системные действия явились стратегической предпосылкой для инновационного развития СибГМУ.