Шрифт: A A A Цвет фона: Изображения: ВКЛ ВЫКЛ

На кафедре обучаются студенты  VI курса педиатрического факультета, а также интерны и ординаторы по специальности «педиатрия».

Кафедра располагается на базе МЛПУ «Детская больница» №1, которая представляет собой объединение, в состав которого входят стационар на 235 коек и 2 детских поликлиники. Кроме того, в качестве учебной базы используются детское отделении НИИ кардиологии и 2-я детская больница.

На базе кафедры имеется межкафедральный компьютерный класс с выходом в интернет.

Программно-информационное обеспечение кафедра госпитальной педиатрии

Список обучающих и тестирующих программ

Программа «Квалификационные тесты по педиатрии» под редакцией Н.А. Коровиной для студентов VI курса

  1. РАННИЕ ОТКЛОНЕНИЯ У ДЕТЕЙ. МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
  2. ПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ И БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  3. МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА, ИММУНОЛОГИЯ, РЕАКТИВНОСТЬ, АЛЛЕРГИЯ
  4. НЕОНАТОЛОГИЯ
  5. ПАТОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
  6. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
  7. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ. РЕВМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  8. БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА, ПИЩЕВОДА. РВОТА
  9. БОЛЕЗНИ МОЧЕВОЙ СИСТЕМЫ
  10. ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ И РЕАНИМАЦИЯ
  11. ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ И ПАРАЗИТАРНЫЕ БОЛЕЗНИ
  12. ЛОР-ЗАБОЛЕВАНИЯ
  13. ДЕТСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ
  14. ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ
  15. БОЛЕЗНИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
  16. ГИНЕКОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
  17. ДЕТСКАЯ НЕВРОПАТОЛОГИЯ
  18. ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ, ТРАВМОТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ
  19. ДЕТСКАЯ ОФТАЛЬМОНОЛОГИЯ
  20. ДЕТСКАЯ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ
  21. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ КРОВЕТВОРЕНИЯ. ГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  22. РАДИОБИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ
  23. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ

 

137

121

90

170

116

65

270

260

180

95

80

34

15

10

30

5

25

31

40

22

200

11

34

Контролирующая программа для студентов III курса педиатрического факультета "Анатомо-физиологические особенности органов и систем, семиотика и синдроматика их поражений у детей различного возраста"

  1. Нервная система и нервно-психическое развитие. Органы чувств. (120 вопросов) Анатомо-физиологические особенности сердечно- сосудистой системы у детей (120 вопросов)
  2. Анатомо-физиологические особенности и методика обследования костно-мышечной системы у детей различного возраста (120 вопросов)
  3. Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка (120 вопросов)
  4. Анатомо-физиологические особенности мочевыводящей системы у детей (120 вопросов)
  5. Анатомо-физиологические особенности подкожно-жировой клетчатки и лимфоузлов (120 вопросов)
  6. Анатомо-физиологические особенности  пищеварительной системы у детей (120 вопросов)
  7. Анатомо-физиологические особенности кроветворения и крови у детей различного возраста. (120 вопросов)
  8. Анатомо-физиологические особенности  эндокринной системы у детей (120 вопросов)

Проверочные тесты Veber для студентов VI курса педиатрического факультета (сборные)

  1. гастроэнтерология – 121
  2. иммунология – 100
  3. кардиология – 100
  4. Итоговое – 100

Проверочные тесты Veber для студентов VI курса педиатрического факультета Кафедра инфекционных болезней

  1. гепатит – 73
  2. кишечные инфекции – 83
  3. капельные инфекции – 133
  4. Итоговое (5 курс) – 200
  5. Итоговое (6 курс) – 100

Проверочные тесты Veber для студентов VI курса педиатрического факультета (2005 год)

  1. гастроэнтерология – 78
  2. нефрология – 80
  3. кардиология – 80
  4. неонатология – 87
  5. пульмонология -50

 Иллюстрированный материал

  1. лечебное дело
  2. педиатрия
  3. стоматология

Электронный учебникПоликлиническая педиатрия. Превентивная медицина.

ТЕСТЫ для сертификационного экзамена по ПЕДИАТРИИ

Учебное пособие

Под редакцией Е.И. Кондратьевой, Е.Ю. Тютевой

Томск – 2008 

Учебное пособие содержит тесты по различным проблемам педиатрии, составленные в соответствии с учебной программой цикла общего усовершенствования «Педиатрия». В тестах приведены эталоны ответов.

Учебное пособие рекомендовано слушателям системы послевузовского образования, а также может представлять интерес для студентов педиатрических факультетов и преподавателей кафедр педиатрии.

  1.   «Амбулаторно-поликлиническая помощь детям. Здоровый ребенок»  100
  2.   «Неонатология»                                                                                                  100
  3.   «Патология детей раннего возраста»,                                                           103
  4.   «Болезни органов дыхания. Аллергические болезни»                              110
  5.   «Болезни органов пищеварения»                                                                   100
  6.   «Болезни мочевой системы»                                                                           100
  7.   «Болезни крови. Иммунология»                                                                      100
  8.   «Болезни органов кровообращения»                                                            100
  9.   «Болезни эндокринной системы»                                                                   50
  10.   «Неотложные состояния в педиатрии».                                                         80    

 

Междисциплинарный экзамен по специальности 040200 «Педиатрия»

№ п/п Перечень умений Уровень усвоения
1

Сбор и оценка анамнеза, оценка физического и нервно-психического развития пациента на основе антропометрического обследования

2

Клиническое обследование соматического и инфекционного больного: осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация (подчеркнуть задание)

3

Оценка выявленных изменений и формулирование предварительного диагноза соматического и инфекционного больного (подчеркнуть задание)

4

Сбор материала для лабораторных исследований при соматической и инфекционной патологии: крови, мочи, кала, спинномозговой жидкости и т.д.

5

Интерпретация клинического и биохимического анализа крови, КОС крови, сахара крови, общего и специальных анализов мочи, коагулограммы, копрограммы, биоценоза кишечника

6

Оценка функциональных нагрузочных проб (по Шалкову, Штанге-Генча и т.д.), определение группы здоровья и физкультурной группы

7

Измерение и оценка артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыхания

8

Оценка диагностических маркеров (в ИФА и ПЦР) при краснухе, ВИЧ-инфекции, ЦМВ-инфекции, токсоплазмозе, инфекционном мононуклеозе, вирусных гепатитах, простом герпесе и др. (подчеркнуть задание)

9

Оценка результатов бактериологических исследований посевов материала из воспалительных очагов

10

Подготовка пациента к обследованию и оценка результатов инструментальных исследований

11

Определение группы крови по системе АВ0 и Rh-фактору, пробы на индивидуальную совместимость крови донора и больного и пригодность крови и кровезаменителей

12

Оценка туберкулиновых проб, иммунного статуса у соматических и инфекционных больных

13

Ставить диагноз, осуществлять реабилитацию среди детей после перенесенных заболеваний и проводить среди них профилактические мероприятия

14

Обосновывать и проводить лечение соматических заболеваний у детей различного возраста, включая назначение этиотропных и патогенетических средств

15

Осуществлять уход за соматическим и инфекционным больным, обрабатывать полости рта, ушей, носа, промывать глаза, проводить гигиенические ванны и т.д. (подчеркнуть задание)

16

Проведение отдельных лечебных мероприятий: оральной регидратации, промывания желудка, постановка клизм, отсасывание содержимого из дыхательных путей, проведение постурального дренажа бронхов, обработка пролежней и т.д. (подчеркнуть задание)

17

Выполнение инъекций, расчет доз лекарственных средств, подготовка системы для внутривенных инфузий (подчеркнуть задание)

18

Оформлять медицинскую документацию в ЛПУ амбулаторного и стационарного типа на пациентов различного возраста

19

Проводить профилактические мероприятия среди детей различного возраста (закаливание, массаж, гимнастика, профилактика рахита, железодефицитной анемии и т.д.)

20

Осуществлять расчет и коррекцию питания здорового ребенка, соматического и инфекционного больного

21

Определять степень готовности детей к поступлению в школу и оценивать степень тяжести адаптации детей к ДШУ

22

Проводить профилактические прививки и противоэпидемические мероприятия при различных инфекционных заболеваниях

______% освоения обязательного минимума практических умений

Подпись председателя ИГАК _____________________

Подписи членов ИГАК___________________________

Требования к уровню освоения программы

После окончания изучения дисциплины студент должен:

«Иметь представление»:

  1. Об организации медицинской помощи детям, особенностях работы в профильных отделениях, основных методов обследования и лечения в соответствии со стандартами медицинской помощи

«Знать»:

 Знания необходимые врачу-педиатру

• основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие детальность органов и учреждений здравоохранения;

• правовые основы здравоохранения;

• общие вопросы организации педиатрической помощи в стране и работы больнично-поликлинических учреждений, родильного дома, детских дошкольных учреждений, школы, дома ребенка, детского дома, детского санатория, пункта неотложной помощи, станции скорой помощи и других учреждений, связанных с обслуживанием детей;

• правила выдачи справок и листов нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией;

• принципы диспансеризации здоровых детей и подростков, распределения детей по группам здоровья и группам "риска";

• вопросы диспансеризации больных детей и профилактики хронических форм заболеваний;

• вопросы организации и задачи гигиенического обучения и воспитания детей;

• вопросы санпросветработы и профилактические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;

• анатомо-физические особенности организма плода и ребенка;

• взаимосвязь функциональных систем организма и их регуляцию;

• физиологическое развитие детей в различные возрастные периоды;

• принципы рационального (сбалансированного) вскармливания и питания детей;

• основные вопросы патофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики и других общемедицинских проблем;

• показатели гемостаза в норме и патологии;

• основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса, возможные типы их нарушений и принципы коррекции;

• физиологию и патофизиологию системы кроветворения , кровообращения, дыхания, пищеварения и др.;

• современные методы клинической и параклинической диагностики основных нозологических форм и патологических состояний;

• современную классификацию, клиническую симптоматику основных заболеваний и пограничных состояний детского возраста, этиологию и патогенез соматических и инфекционных заболеваний;

• современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний и патологических состояниях;

• основы фармакотерапии детского возраста, механизм действия основных групп лекарственных веществ, показания и противопоказания к их применению, осложнения, вызванные их применением;

• диетотерапию при различных видах патологии;

• основы фитотерапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля в детском возрасте;

• принципы организации и проведения интенсивной терапии и реанимации в амбулаторных условиях и в стационаре;

• вопросы реабилитации и диспансерного наблюдения при различных заболеваниях, санаторно-курортное лечение;

• принцип организации медицинской службы гражданской обороны;

• форма планирования и отчетности своей работы.

 

«Уметь»:

 Умения, необходимые врачу-педиатру

• правильно оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка;

• оценить школьную зрелость;

• рассчитать содержание и калорийность основных ингредиентов пищи в суточном рационе ребенка любого возраста;

• оценить детей по принадлежности к группам здоровья, дать рекомендации по воспитанию и вскармливанию;

• выделить детей группы риска;

• владеть методами пропаганды здорового образа жизни и профилактика заболеваний;

• получить информацию о здоровом и больном ребенке, провести объективное исследование ребенка;

• своевременно определить симптомы и синдромы, требующие оказания неотложной помощи и оказать ее;

• выяснить причину возникновения патологических состояний;

• назвать (по показаниям) лабораторно-инструментальные и другие исследования для уточнения диагноза. При необходимости провести забор материала для лабораторного исследования;

• пользоваться необходимой медицинской аппаратурой (антропометрический набор, гемометр, аппарат для измерения артериального давления, желудочный и дуоденальный зонд, система для инфузионной терапии, аппарат Боброва, транспортные шины, "Амбу", кислородная палатка, интубационные трубки, дренажные системы и др.);

• врач-педиатр должен дать клиническую оценку результатов лабораторных и специальных методов диагностики;

• морфологические, биохимические, серологические показатели крови, мочи, мокроты, испражнений, спинномозговой жидкости;

• результаты микробиологических, вирусологических, иммунологических исследований;

• показатели коагулограммы, кислотно-щелочного состояния;

• данные функционального исследования органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, печени, почек и других внутренних органов;

• показатели функции внешнего дыхания;

• данные ЭКГ, ФКГЭ реовазографии;

• данные ультразвукового исследования различных органов;

• данные рентгенологического исследования органов грудной клетки, брюшной полости, черепа и др.;

• данные специальных исследований центральной и вегетативной нервной системы;

• данные дуоденального, желудочного и панкреатического зондирований;

• осуществить экстренные противоэпидемические меры и мероприятия при экстренных ситуациях;

• определить показатели к госпитализации и организовать ее;

• определить степень нарушения гемостаза и применить меры к ее нормализации;

• вести необходимую медицинскую документацию;

• составить план своей работы и среднего медицинского персонала;

• составить отчет о работе за год и провести анализ этой работы.

 

«Иметь навык»:

Основных методов обследования и диагностики, оказания неотложной помощи детям.



Учебно-методические пособия, изданные сотрудниками кафедры (2003-2013)

Авторы

Вид издания (монография, сборник, учебник, атлас, учебно-методическое пособие, руководства, справочник)

Название

Библиографический указатель

Год

Кол-во страниц

Где утверждено (ЦМК факультета, ЦМК СибГМУ, другие ведомства)

Горленко Л.В.

Худякова Н.В.

Филиппов Г.П.

Учебно- методическое пособие

Язвенная болезнь у детей

2003

30

CибГМУ

Проректором по УР

 

Плотникова И.В.

Филиппов Г.П.

Трушкина И.В.

Учебно- методическое пособие

Артериальная гипертензия в детском возрасте

2003

61

 

Начальником департамента здравоохранения администрации Т.О.

Худякова Н.В.

Филиппов Г.П.

Горленко Л.В.

Учебно- методическое пособие

Лямблиоз у детей (клиника, диагностика, лечение, профилактика)

2004

29

УМО МЗ РФ

Горленко Л.В Филиппов Г.П.

.Худякова Н.В.

Учебно- методическое пособие

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки у детей

2004

49

УМО МЗ РФ

Михалев Е.В.

Филиппов Г.П.

Ермоленко С.П.

Учебно- методическое пособие

Система гомеостаза новорожденных в норме и при патологии (диагнотика, лечение, профилактика)

2004

85

УМО МЗ РФ

Филиппов Г.П. и др.

Сборник

Квалификационные тесты по детской кардиологии  (под ред. М.А. Школниковой, Л.П. Говрюшовой)

2006

260

Рекомендовано МЗ и СР РФ

Плотникова И.В.

Трушкина И.В.

Филиппов Г.П.

Ковалев И.А.

Учебно- методическое пособие

Артериальная гипертензия у детей и подростков (уч. пособие)

2006

134

УМО

Харина О.П.

Учебно- методическое пособие

Методы диагностики в детской нефрологии

2007

45

ЦМС ГОУВПО СибГМУ Росздрава

Кондратьева Е.И.

Кривоногова Т.С.

Желев В.А.

Тропова Т.Е.

Ландарина Г.А. Филиппов Г.П.

Учебно- методическое пособие

Комплексная реабилитация детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы

2007

86

ЦМС ГОУВПО СибГМУ Росздрава

Харина О.П.

Желев В.А.

Михалев Е.В. Филиппов Г.П.

Учебно- методическое пособие

Методы диагностики в детской нефрологии (издание 2-е, дополненное)

2007

89

УМО

Михалев Е.В.

Ермоленко С.П.

Филиппов Г.П.

Желев В.А.

Елизарова М.Г.

Харина О.П.

 

Учебно- методическое пособие

Внутрижелудочковые кровоизлияния у недоношенных новорожденных (этиология, патогенез, диагностика, лечение)

 

2007

90

ЦМС ГОУВПО СибГМУ Росздрава

Е.В. Михалев

С.П. Ермоленко,

Г.П. Филиппов,

 В.А. Желев, 

О.П. Харина

 

Учебное пособие

Внутрижелудочковые кровоизлияния у недоношенных новорожденных (этиология, патогенез, диагностика, лечение).

2008

86

УМО

И.В. Плотникова

И.В. Трушкина

Г.П. Филиппов

И.А.Ковалев

 

Учебное пособие

Артериальная гипертензия у детей и подростков. Клиника, диагностика и лечение.

2008

134

УМО

Кривоногова Т.С., Желев В.А,, Тропова Т.Е.

Учебное пособие

Натальные поражения спинного мозга у детей

2010

109

СибГМУ

Кривоногова Т.С., Желев В.А., Тропова Т.Е.. Михалев Е.В.

Учебное пособие

Натальные поражения спинного мозга и позвоночника у детей

2011

119

Печатная мануфактура