Учебная деятельность
Первый выпуск врачей-кибернетиков состоялся в 1993 году. За период существования кафедры диплом по медицинской и биологической кибернетике получили свыше 250 выпускников СибГМУ. То, что их выделяет – это комбинация технической подготовки в области количественных методов, теории обработки сигналов, медицинской электроники с фундаментальными знаниями медицины и биологии, пониманием физиологических и патофизиологических процессов, происходящих в организме, а также практические навыки клинической и лабораторной диагностики. Выпускники нашли своё применение в науке и практическом здравоохранении, в разработке инновационных медицинских технологий, современных диагностических систем и лекарственных средств. Большинство из них работают в лечебных, научных и учебных подразделениях СибГМУ, НИИ РАМН, ОАО «Медтехника», муниципальных и частных ЛПУ, региональных НИИ медицинского профиля.
Приобретенные на кафедре знания, умения и навыки воплотились в диссертационных работах, разнообразных по объектам, предметам и междисциплинарных по методам исследования. Вот некоторые из них: «Оценка функционального состояния головного мозга на основе совместной одновременной регистрации импеданса и собственной электрической активности» (К.С. Бразовский); «Информационная система крупного многопрофильного клинического медицинского учреждения и ее эффективность (на примере клиник Сибирского государственного медицинского университета» (Ю.Р. Хасаншин); «Адаптивное биоуправление на основе биологической обратной связи по динамике параметров сердечного ритма человека» (Н.Г. Бразовская); «Молекулярные механизмы апоптоза при окислительном стрессе» (Н.Ю. Часовских); «Обоснование и разработка систем информационного обеспечения последипломной подготовки врачей» (И.А. Титов); «Психофизиологическая и функциональная адаптация студентов при использовании электронных средств обучения» (Н.А. Кочурина); «Оптимизация ранней диагностики рака молочной железы на основе информационной системы» (О.А. Ананина); «Диагностика гибернирующего миокарда и прогностические аспекты коронарной эндоваскулярной и консервативной тактики лечения больных с острым коронарным синдромом без подъема сегмента ST и стабильной стенокардией» (А.Г. Лавров); «Вихретоковая синусоскопия в диагностике и оценке эффективности лечения верхнечелюстных синуситов» (Б.В. Шилов); «Информационное обеспечение мониторинга заболеваний у детей на территориях с малой плотностью населения» (Е.Е. Сизов); «Прогнозирование гемодинамической эффективности хирургической коррекции хронической коронарной недостаточности с применением стресс-эхокардиографии с нитроглицерином» (В.В. Безляк); «Роль высокочастотной электрической активности мозга – гамма-ритма в процессах восприятия времени» (М.В. Светлик); «Функциональные взаимоотношения системы «Мать‑плод» в третьем триместе беременности и раннем неонатальном периоде» (И.В. Толмачев). Перспективной оказалась сфера клинической разработки лекарственных средств, где специалисты по обработке данных и системной аналитике востребованы для планирования и проведения клинических исследований, оценки фармакокинетики и фармакодинамики, анализа биомаркеров, статистического моделирования поведения биологических систем, оценки сценариев, принятия решений и фармакоэкономики.
Слушатели курса ФПК и ППС первоначально обучались на цикле «Применение ЭВМ в медицинской практике и организации здравоохранения». Основное внимание уделялось приобретению общих навыков работы с компьютером. В дальнейшем, с учётом потребностей информатизации здравоохранения, появились циклы: «Основы информатики и биомедкибернетики», «Использование интегрированных программных систем документооборота и управления базами данных». В результате сформировались три базовых цикла, различные по сложности и длительности. В них врачи и средний медицинский персонал, преподаватели и научные сотрудники учреждений здравоохранения знакомятся с возможностями современных информационных технологий, примерами и способами их применения в лечебном деле и управлении здравоохранением. В последние годы для обеспечения прогрессивных направлений медицинской кибернетики в курс введены разделы: «Компьютерные методы в функциональной диагностике» и «Телекоммуникационные системы в медицине». Выбор цикла осуществляется слушателем в зависимости от его интересов, степени подготовленности к работе на ЭВМ и желаемой глубины освоения материала. В процессе работы преподавателя с группой тематическое содержание цикла адаптируется к потребностям учащихся в приобретении конкретных знаний, скорости усвоения компьютерной терминологии, способности к алгоритмическому мышлению.
В период с 1995 по 2000 годы на кафедре осуществлялась подготовка аспирантов СибГМУ по дисциплине «Информатика и вычислительная техника», с 1998 г. по настоящее время обучаются интерны и ординаторы по курсу «Медицинская кибернетика», в 1998-2013 годы проходило тестирование интернов, ординаторов и врачей различных специальностей. В рамках общего по ФПК и ППС цикла «Общая врачебная практика» с 2005 г. на курсе ведётся преподавание дисциплины «Основы информатики».
Всего за период существования кафедры на циклах ФПК и ППС прошли обучение 1500 врачей, преподавателей, научных сотрудников и специалистов со средним медицинским образованием. Курсы информатики и кибернетики изучили 160 врачей общей практики, 300 аспирантов, более 1300 интернов и ординаторов, 9450 человек прошли тестирование.
Сотрудники кафедры разработали и внедрили в учебный процесс около 40 различных учебно-методических пособий и рекомендаций, среди которых 10 имеют грифы учебно‑методических объединений федерального уровня. Наиболее значимыми являются учебные пособия: «Современные методы представления и обработки биомедицинской информации», «Основы системного и нелинейного анализа медико-биологических данных»,«Применение ЭВМ в медицинской практике и организации здравоохранения», «Медицинская информатика», «Информационные основы принятия решений в медицине», «Системное проектирование АИС учреждения здравоохранения», «Компьютерные технологии в медико-биологических исследованиях. Сигналы биологического происхождения и медицинские изображения», «Руководство по использованию программного обеспечения Slicer 3D для визуализации опухолевых процессов в головном мозге». В целях удовлетворения потребностей дипломников, аспирантов, соискателей, интернов, ординаторов и сотрудников СибГМУ разработана учебная программа и ведутся занятия по дисциплине: «Планирование эксперимента, анализ и обработка данных в медико-биологических научных исследованиях». Студентам лечебного факультета читается элективный курс «Информационные технологии в здравоохранении». Начиная с 2011 года, издаются сборники выпускных работ студентов специальности «Медицинская кибернетика».
В дополнение к учебным пособиям и рекомендациям для практических занятий и дипломных работ используются программно‑аппаратные средства, разработанные сотрудниками кафедры. Всего около 30 таких систем применялись в учебном процессе в различные годы. Наибольший интерес для студентов и врачей представляют следующие программные комплексы. Компьютерная программа с методическими рекомендациями «Автоматизированный анализ структуры сердечного ритма у детей» полезна для врачей детских ЛПУ. Программа МЕДКАЛЬК, предназначенная для малых аптечных пунктов, обеспечивает доступ к справочнику лекарственных средств, формирование фактур, товарных накладных, расчет розничной цены, печать ценников. Для изучения раздела «Компьютерные методы в функциональной диагностике» разработаны программы ввода и анализа спирограмм, электроэнцефалограмм, реограмм, электрокардиограмм, параметров психоэмоционального состояния человека. Освоению современных достижений компьютерной техники служат разработки: «Технология интегральной оценки состояний биосистем на основе методов статистического моделирования», «Комплекс программ для проведения параллельных вычислений в задачах моделирования сложных биологических систем и реконструкции трехмерных изображений», «Программное обеспечение для исследования взаимодействия физических полей с биологическими средами». Созданные в последние годы структурные подразделения – лаборатория автоматизированных рабочих мест медицинских специалистов, кластер для реализации технологий параллельных вычислений с выходом на суперкомпьютер и центр обработки данных ТГУ, лаборатория электрохирургии – используются для междисциплинарных исследований и подготовки специалистов совместно с Томским государственным университетом. Для последипломной подготовки специалистов в системе открытого и дистанционного образования подготовлен электронный учебник для преподавателей «Медико‑психологические особенности учебно‑познавательной деятельности в открытом и дистанционном образовании».