История кафедры
Чтения курса нервных и душевных болезней началось в Императорском Томском Университете с осеннего полугодия 1891-1892 учебного года для студентов VII семестра. Кабинет и лаборатория клиники первые годы помещались в подвальном этаже общего клинического здания. Первому профессору по кафедре нервных и душевных болезней Якову Афанасьевичу Анфимову приходилось пользоваться для лекций и демонстраций больными амбулаторными и больными из больницы Ведомства Общественного Призрения. Я.А. Анфимов с самого начала работы много внимания уделял преподавательской работе. Им составлена программа преподавания психиатрии студентам IX и X семестров из расчёта по одному двухчасовому занятию в неделю. «Осеннее полугодие: общая психопатология. Расстройства в познавательной сфере, в сфере чувств, в сфере воли. Физические расстройства у душевнобольных. Этиология душевных болезней. Патологическая анатомия при душевных болезнях. Главные основы лечения. Устройство домов для умалишённых. Весеннее полугодие: частная психопатология. Классификация душевных болезней. Психоневрозы. Психические вырождения. Душевные болезни с органическими изменениями черепного мозга. Идиотизм и кретинизм».
После отъезда Я.А. Анфимова с 1 февраля 1895 года заведование кафедрой перешло к профессору М.Н. Попову, предметами увлечения которого были физиотерапия и гипнотерапия. Он очень активно добивался средств на открытие кабинета физиотерапии при клинике нервных болезней, а когда ему в этом было отказано, повысил плату за лечение в клинике нервных болезней и на эти деньги приобрёл оборудование для физиолечения. Открыть клинику с содержанием ее за счет университета так и не удалось. В 1898 году врач А.И. Бинерт подает «прошение об открытии частной лечебницы для нервно- и душевнобольных». К заявлению приложены предполагаемые правила больницы, а также лестная характеристика Бинерта, подписанная М.Н. Поповым. В октябре 1898 года все документы были высланы в МВД, и 20 января 1899 года приказом № министерство разрешило открыть клинику. В «уставе клиники» предусмотрены правила внутреннего распорядка, в том числе незамедлительная выписка больных при неуплате в срок.
Большое внимание М.Н. Попов обращал на преподавательскую работу. Как уже сказано, сам профессор преимущественно читал лекционный курс, а практические занятия и клинические разборы проводили ординаторы А.М. Левковский и Л.М. Орлеанский. Однако лечебная работа занимала у ординаторов всё больше времени, и с 01.06.1899 года к работе приступает первый ассистент кафедры Л.-Р. И. Бинерт.
Интересы сотрудников кафедры были разнообразными. Так, М.Н. Попов изучает проблемы гипноза, истерических расстройств; ординатор Л.М. Орлеанский специально «рассмотрел» нервные и душевные болезни у студентов университета. Сообщено, что «на 400 студентов в 1896 году обращались по поводу нервных заболеваний 24 студента, столько же и в 1897 году». Основные диагнозы – «нейрастения – 11, меланхолия – 1, алкоголизмус – 1».
Психиатрию преподавали на IV и V курсах. Тематика лекций ежегодно изменялась в соответствии с требованиями развивающейся науки. Так, в программе по психиатрии и неврологии уже в 1904 году предусматривается изучение раннего слабоумия (напомним, что первое описание его даётся Крепелином в 1898 году). Занятия со студентами вели профессор А.Г. Молотков, с 1904 года – К.Н. Завадовский.
В 1909 году было решено преподавать психиатрию в окружной лечебнице. Были приняты «Правила клинического преподавания душевных болезней в Томской окружной лечебнице для душевнобольных», в которых предусматривались взаимоотношения между преподавателями кафедры и сотрудниками больницы. Практические занятия весьма короткое время (около года) проводились в больнице.
Таким образом, за первые 25 лет существования Университета нервно-психиатрическая клиника завоевала прочные симпатии томского населения и приезжих больных и доказала, что нет недостатка в больничном материале для преподавания, а ощущается скорее недостаточность в клиническом помещении и в числе коек.
В 1918 году по объявленному конкурсу на кафедру был избран профессор Л.И. Омороков (с 1936 года заведовал кафедрой Казанского университета).
Лекции по психиатрии читались на V курсе, а практические занятия проводились на VI. Блестящий лектор, Л.И. Омороков на всех лекциях демонстрировал больных, которых привозили из психолечебницы.
Профессор Л.И. Омороков много раз ставил вопрос о разделении кафедр невропатологии и психиатрии. Профессор Л.И. Омороков совершенно справедливо утверждал, что «существование кафедры неврологии и психиатрии затрудняет преподавание и той, и другой дисциплины, отрицательно влияет на научную работу. Кроме того, отсутствие психиатрической клиники отнюдь не способствует изучению клинической психиатрии».
В 1928 году была создана кафедра психиатрии, объявлен конкурс на заведование и назначен первый и единственный ординатор, затем ассистент, Я.Л. Виккер. Для кафедры отвели три комнаты в отдельном крыле нового здания факультетских клиник, рядом с детской клиникой. В них располагались кабинет профессора и экспериментально-клиническая лаборатория. Кафедре психиатрии было передано всё оборудование экспериментально-психологической лаборатории, часть имущества, учебных пособий, книг.
При профессоре Г.О. Гольдблате (он заведовал кафедрой с 1929 до 1934 года) активно работала психофизиологическая лаборатория, задачей которой было психотехническое исследование учащихся и рабочих, а также психофизиология труда. Сотрудники кафедры консультировали сложные случаи в психолечебнице и тесно контактировали с нервно-психиатрическим диспансером, а также школой-санаторием для детей-эпилептиков. Оба эти учреждения использовались для преподавания. Сотрудники вели научную работу, опубликовали ряд статей и небольших монографий.
После отъезда Г.О. Гольдблата кафедра была вакантной до 1936 года (исполнял обязанности заведующего кафедрой Я.Л. Виккер), с июля 1936 года Наркомздравом РСФСР заведующим был утверждён профессор А.А. Перельман.
При профессоре А.А. Перельмане значительно улучшилась работа сотрудников кафедры, клиники, учебная и научная деятельность. Гораздо шире для демонстраций стали использоваться больные из психолечебницы, курация больных в клинике стала обязательной. Сотрудники кафедры стали регулярно проводить врачебные конференции, на которых демонстрировались редкие и сложные для диагностики случаи. Профессор и ассистенты постоянно консультировали во всех психиатрических учреждениях города. В то время вся амбулаторная служба проводилась одним врачом; и консультации сотрудников кафедры, по воспоминаниям старых врачей диспансера, были незаменимыми. Кроме того, сотрудники кафедры при необходимости участвовали в психиатрических экспертизах.
По-прежнему активной была научная деятельность. Профессор и сотрудники кафедры принимали участие во всесоюзных съездах невропатологов и психиатров, съезде врачей Западно-Сибирского края (1936), декадниках по эпилепсии. Постоянно в центральной и местной печати выходят работы сотрудников кафедры и врачей больницы.
В годы Великой Отечественной войны большинство сотрудников клиники и кафедры ушли на фронт. На оставшихся легла возросшая тяжесть врачебной и педагогической нагрузки.
Работники кафедры находились в постоянном деловом контакте коллективом НИИ психиатрии, базирующемся в больнице. Основные научные исследования в эти годы были посвящены военной психиатрии: черепно-мозговым травмам, соматогениям у раненых. На эти темы в военные и послевоенные годы был опубликован ряд статей. В 1942 году сотрудники кафедры приняли участие в конференции, посвященной вопросам психиатрии военного времени.
В связи с острой необходимостью большого количества врачей для фронта и изменением срока обучения, программа по психиатрии была несколько сокращена, но педагогическая нагрузка не уменьшалась, так как увеличилось количество студентов. Всю педагогическую работу вели профессор А.А. Перельман и Е. К. Дубовцева.
В послевоенные годы было приложено много сил для улучшения хозяйственного обеспечения кафедры и клиники, привлечения новых кадров. Научная работа кафедры в эти годы проводилась по-прежнему интенсивно. Помимо описанной деятельности заведующего кафедрой, сотрудники изучали вопросы реактивности при шизофрении и других психозах (Н.В. Васильев, ныне академик АМН; В.И. Запускалов); общей психопатологии (изменения мышления и речи при шизофрении – К.И. Кошкарёва); лечение эпилепсии, психические изменения при инфекциях.
После смерти А.А. Перельмана исполняющим обязанности заведующего кафедрой стал В.И. Запускалов. Основными научными направлениями кафедры в эти годы были изучение острого и хронического мозгового синдрома в клинике и эксперименте, вопросы обратимости психопатических развитий, изучались также механизмы алкоголь-антабусных реакций. Педагогический процесс совершенствовался, вводились новые формы и методы преподавания (например, безмашинный способ контроля знаний - программированные задачи). Сотрудники кафедры постоянно консультировали больных в стационаре, диспансере, принимали деятельное участие в работе общества невропатологов и психиатров.
В 1967 году заведующим кафедрой психиатрии Томского медицинского института был избран Евсей Давидович Красик. В своей докторской диссертации он исследовал вопросы, связанные с реабилитацией психических больных – хроников. Е.Д. Красик – в прошлом курсант 1-го Томского артиллерийского училища. В годы Великой Отечественной войны был командиром артбатареи, начальником разведки артбригады, награжден боевыми орденами. После войны закончил медицинский институт. Работал главным психиатром рязанской области.
Приехав в Томск, Е.Д. Красик работает в полном содружестве с администрацией больницы и недавно назначенным главным врачом Анатолием Ивановичем Потаповым. Как реабилитационный фактор была широко внедрена трудотерапия, приравнявшая труд к лекарству, к психофармакологии. Сложился совершенно новый стиль отношений кафедра – клиника. С 1967 года начинает работать единое функциональное образование кафедра – больница – диспансер.
К окончанию своей деятельности в должности заведующего кафедрой психиатрии томского мединститута Е.Д. Красик был известен как автор 317 печатных работ, в числе которых 18 – монографий. Он участник международных, всесоюзных и республиканских конгрессов, симпозиумов и съездов по психиатрии. Е.Д. Красик неоднократно привлекался в качестве эксперта Всемирной Организации здравоохранения для работы за рубежом. В 1988 году возглавлял психиатрическую службу России по ликвидации последствий спитакского землетрясения. Под его научным руководством выполнено 40 кандидатских и 3 докторских диссертации, подготовлено 84 клинических ординатора и 15 аспирантов.
До 1967 года кафедра располагалась в двух небольших комнатах Томской республиканской (после 1969 года – областной) психиатрической больницы. Благодаря активной помощи главного врача больницы А.И. Потапова, несмотря на значительные трудности, кафедре были предоставлены большие площади, оборудованы тематические классы, но главное – была дана возможность проводить обучение студентов во всех функциональных отделениях больницы. Это позволило выполнять основной принцип преподавания – клинический подход, демонстрация, клинический разбор и курация больных, проведение реабилитационных программ.
Большое внимание уделяется внеаудиторным занятиям студентов, их работе с учебно-методической литературой. За 1967-1992 гг. разработано и издано массовым тиражом 18 учебно-методических материалов (Е.Д. Красик, В.И. Запускалов, Л.Я. Шеметова, В.Б. Миневич, И.Р. Сёмин). Этому же способствовало привлечение студентов к работе в УИРС и студенческом научном кружке (руководители в разные годы – В.И. Запускалов, В.Б. Миневич, И.Р. Сёмин, Е.М. Райзман). Эти формы студенческой деятельности способствуют и их профессиональной ориентации. Многие из кружковцев избрали своей врачебной специальностью психиатрию, стали высококвалифицированными врачами, некоторые защитили кандидатские и докторские диссертации.
С 1967 года сотрудниками кафедры психиатрии совместно с врачами Томской областной психиатрической больницы под руководством профессора Е.Д. Красика проводится долгосрочная программа исследований транскультурных клинико-эпидемиологических и организационных аспектов реабилитации психически больных в Сибири и на Дальнем Востоке. С 1982 года эти исследования были расширены и углублены благодаря совместной работе с НИИ психического здоровья ТНЦ РАМН (директор – член-корр. РАМН А.И. Потапов, а с 1985 г. – член-корр. РАМН В.Я. Семке). Результатом многолетней совместной работы с НИИ психического здоровья явилось издание первого в стране «Атласа психических заболеваний в Сибири и на Дальнем Востоке» (1988).
С 1967 года начался и продолжается по настоящее время качественно новый этап – тесное взаимосодействие сотрудников кафедры и больницы. По инициативе и при активном участии главного врача больницы А.И. Потапова (ныне академика РАМН) и заведующего кафедрой Е.Д. Красика была проведена реабилитационная перестройка всей деятельности больницы, разработаны теоретические основы и создана первая в стране система индустриальной реабилитации и модель наркологического диспансера. В 1985 году в его состав вошёл НИИ ПЗ ТНЦ РАМН, и оно было реорганизовано в Томское научно-учебно-практическое объединение психиатров. Опыт работы кафедры и больницы обобщается в методических рекомендациях для врачей, которые распространяются в масштабах страны, региона, области. Всего за период с 1967 по 1992 гг. было издано 19 методических рекомендаций МЗ СССР и МЗ РСФСР для врачей.
С 1994 по 1996 гг. кафедрой заведовал В.Б. Миневич. Им было положено начало многим исследованиям, продолжающихся на кафедре и в настоящее время. Являясь основателем этнокультурального направления в научной работе кафедры, он был инициатором начала выпуска научной серии «Психиатрия в контексте культуры». В рамках нового для кафедры этнопсихатрического направления (В.Б. Миневич) изучались особенности алкоголизма коренных народностей Сибири и Дальнего Востока, что позволило проводить гибкую и обоснованную переориентацию наркологической службы.
В 1997 г. обязанности заведующего исполнял И.Р. Сёмин. Под его руководством был подготовлен «Практикум по психиатрии», разработан компьютерный атлас с образцами творчества душевнобольных. Профессор И.Р. Сёмин и доцент Е.М. Райзман неоднократно признавались лучшими лекторами университета.
С сентября 1994 на факультете усовершенствования врачей СГМУ был создан курс медицинской психологии и психотерапии, руководителем которого был назначен канд. биологических наук, старший научный сотрудник А.В. Ротов. С 1996 года курс был преобразован в кафедру психотерапии и медицинской психологии СГМУ. Заведующим кафедрой был избран академик РАМН, профессор В.Я. Семке. В 1998 году кафедра психотерапии и медицинской психологии была объединена с кафедрой психиатрии и была переименована в кафедру психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии.
С 1998 по 2013гг. кафедрой заведовал профессор П.П. Балашов – автор 185 статей, из них – 3 монографии, 3 методические рекомендации,1 пособие для врачей, 1 патент на изобретение. Под его руководством за последние пять лет подготовлено 3 доктора и 12 кандидатов медицинских наук. Профессор П.П.Балашов был активным участником региональных, российских и междугородних конференций, членом правления Всероссийского общества психиатров, членом Проблемных комиссий: «Общественное и психическое здоровье»; «Психофизиологические основы адаптации человека» при СГМУ, членом Диссертационного Совета по психиатрии и наркологии при НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН, членом Ученого Совета СГМУ; членом редколлегии научно-практического журнала «Сибирский вестник психиатрии и наркологии, внештатным экспертом Комитета по лицензированию и Департамента по Здравоохранению Томской области, входил в состав научного совета РАМН и Минздрава России по проблемам психического здоровья. П.П.Балашов увлекался художественным творчеством, коллекционированием книг по психиатрии. С 1995 член-корр. Международной Академии творчества. В 2002 году международным биографическим институтом (США) присвоено звание «Человек года 2002».
После смерти П.П. Балашова некоторое время исполняющим обязанности заведующего кафедрой была Н.Л. Мамышева, а с 28.01.2015г. кафедрой заведует Н.А. Бохан - доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, директор ФГБУ «НИИ психического здоровья» СО РАМН, руководитель отделения аддиктивных состояний, профессор кафедры психотерапии и психологического консультирования Томского государственного университета. Главный внештатный нарколог г. Томска. Является вице-президентом Международной ассоциации этнопсихологов и этнопсихотерапевтов (аффилированного члена WPA); членом Всемирной психиатрической ассоциации (WPA), а также Association of European Psychiatrists, World Association of Cultural Psychiatry. Имеет свыше 400 научных работ (42 в зарубежной печати), в том числе 22 монографии, 12 методических пособий и 10 патентов на изобретение. Подготовил 9 докторов и 36 кандидатов медицинских наук.
Научно-исследовательская работа кафедры ведется по-прежнему интенсивно. Научная программа кафедры направлена на системное изучение социально-биологических механизмов развития нервно-психической патологии, клинико-динамическое описание синдромогенеза основных нервно-психических расстройств, в результате чего будет разработана психосоциальная модель основных форм нервно-психических расстройств; предложены новые формы и методы охраны психического здоровья, приемлемые для современных социально-экономических условий и уровню психиатрической и наркологической помощи населению, а также новые психодиагностические и реабилитационные программы, более результативные относительно существующих технологий охраны психического здоровья.
В результате исследования будут представлены к защите 2 докторских и 10 кандидатских диссертаций. Предполагаются выступления на международных симпозиумах, конгрессах по социальной и клинической психиатрии, участие в экспертных комиссиях по организации и экспертно-правовой деятельности психиатрических служб и защите прав пациента. Планируется издание 2 монографий, 20 статей в рецензируемых журналах, 2 методические рекомендации с грифом МЗ РФ.
До настоящего времени актуально высказывание профессора Е.Д. Красика о том, что кафедра психиатрии, как и любая другая клиническая кафедра, выполняет ряд взаимосодействующих задач. Главные из них – обучение студентов основам психиатрии и воспитание у них гуманизма и клиницизма; научные исследования и внедрение их результатов в психиатрическую практику; профилактическая, диагностическая, реабилитационная и экспертная работа, совершенствование структуры психиатрической и наркологической помощи, повышение квалификации, подготовка врачей высшей квалификации и молодых учёных – обучение их в клинической ординатуре и аспирантуре.
Если кафедра достигла некоторых успехов, то это результат творческого содружества и труда всех сотрудников кафедры, ее многочисленных выпускников, руководителей, врачей и всего коллектива Томской областной психиатрической больницы, требовательности и доброжелательной поддержки деканатов и ректората Томского медицинского института, ныне Сибирского Государственного медицинского университета.
Можно с уверенностью прогнозировать изменение тактики и стратегии медицины, ввиду увеличивающейся роли психических заболеваний в общей патологии населения. Будущее медицины, по мнению экспертов ВОЗ, все больше и больше будет связано с программами охраны психического здоровья. Это положение ставит перед сотрудниками кафедры большие задачи: совершенствование учебно-методической работы, расширение и углубление научных исследований, оптимизация программ охраны психического здоровья населения и реабилитации психически больных.