Инклюзивное образование
С целью изучения удовлетворенности образовательных и социальных потребностей студентов с инвалидностью и ОВЗ, возможности самореализации СибГМУ проводит анкетирование по вопросу удовлетворенности условиями организации образовательной деятельности.
Все результаты внутриуниверситетского исследования будут использованы в обобщенном виде. Заполнение анкеты конфиденциально и займет не больше 3-х минут.
Для прохождения анкетирования необходимо пройти по ссылке.
Контактное лицо – Роман Сергеевич Штро, специалист по учебно-методической работе учебного управления
Ответственный за взаимодействие с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья и их родителями: Александра Николаевна Мелентьева Телефон: 8 (3822) 901-101 добавочный 1596 Ответственный за консультативную помощь абитуриентам с ограниченными возможностями здоровья по вопросам выбора направления подготовки, определения будущей профессиональной траектории, возможностей последующего трудоустройства: Александра Николаевна Мелентьева |
Горячая линия по приему людей с ограниченными возможностями +7(3822) 590-122
В целях обеспечения наиболее благоприятных условий в период обучения, для личностного развития каждого обучающегося в течение срока обучения работает психологическая служба. |
С целью расширения доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, повышения эффективности образовательного процесса в СибГМУ проводится мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья.
Все данные проведенного исследования будут использованы в обобщенном виде. Заполнение анкеты конфиденциально и займет не больше 3-х минут.
Для прохождения анкетирование необходимо перейти по ссылке.
Инклюзивное высшее образование
Квота приема на обучение по программам высшего и среднего профессионального образования
В рамках контрольных цифр приема по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата / специалитета) за счет бюджетных ассигнований выделяется особая квота для:
- детей-инвалидов
- инвалидов I и II групп
- инвалидов с детства
- инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях
Указанная квота устанавливается ФГБОУ ВО СибГМУ в размере 10 % общего объема контрольных цифр, выделенных организации высшего образования на очередной год, по каждой специальности и (или) направлению подготовки:
Факультет |
Код специальности / направления подготовки |
Специальность / направление подготовки |
Контрольные цифры приема по специальностям / направлениям подготовки |
||
КЦП (бюджет) |
В том числе квота приема лиц, имеющих особое право |
КЦП (контракт) / билингвальная программа
|
|||
Лечебный |
31.05.01 |
Лечебное дело (специалитет) |
399 |
40 |
200 / 90 |
31.05.03 |
Стоматология (специалитет) |
30 |
3 |
60 |
|
Педиатрический |
31.05.02 |
Педиатрия (специалитет) |
225 |
23 |
75 |
Фармацевтический |
33.05.01 |
Фармация (специалитет) |
128 |
13 |
70 |
Медико- биологический |
30.05.01 |
Медицинская биохимия (специалитет) |
50 |
5 |
25 |
30.05.02 |
Медицинская биофизика (специалитет) |
35 |
4 |
15 |
|
30.05.03 |
Медицинская кибернетика (специалитет) |
42 |
5 |
25 |
|
37.05.01 |
Клиническая психология (специалитет) |
30 |
3 |
25 |
|
34.03.01 |
Сестринское дело (бакалавриат) |
25 |
3 |
10 |
|
39.03.02 |
Социальная работа (бакалавриат) |
25 |
3 |
10 |
|
38.03.02 |
Менеджмент (бакалавриат) |
25 |
3 |
10 |
|
38.04.02 |
Менеджмент (магистратура) |
- |
- |
300 |
Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению СибГМУ реализует образовательные программы среднего профессионального образования на базе среднего общего образования по специальности Медицинский массаж (как за счет бюджетных ассигнований, так и по договорам об оказании платных образовательных услуг).
Наименование и код специальности |
Уровень подготовки |
Квалификация |
План приема |
Срок обучения
|
|
Бюджетная основа |
Договорная основа |
||||
34.02.02 Медицинский массаж |
базовый |
Медицинская сестра по массажу/ |
15 |
1 |
2 года 10 месяцев |
Вступительные испытания, проводимые СибГМУ самостоятельно
Дети-инвалиды, а также инвалиды при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России самостоятельно, ПО ЛЮБЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ.
Повышение доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью
С 2017 года упрощена процедура подачи документов для лиц с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации высшего образования.
Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что при приеме на обучение исключается требование наличия заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний к обучению в соответствующих образовательных организациях, установленное ранее Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
- для приема детей-инвалидов, инвалидов Iи II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- для приема детей-инвалидов, инвалидов Iи II групп на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
- для предоставления детям-инвалидам, инвалидам Iи II групп преимущественного права зачисления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
Необходимо отметить, что согласно пункту 36 Правил признания лица инвалидом. Утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №95, гражданину, признанному инвалидом, выдаются:
- Cправка, подтверждающая факт установления инвалидности, включающая в себя сведения о группе и причине инвалидности;
- Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА), включающая в себя заключение медико-социальной экспертизы об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных организаций высшего образования.
Таким образом. Инвалид, поступающий на обучение в пределах особой квоты или желающий воспользоваться преимущественным правом зачисления, представляет в приемную комиссию справку об инвалидности. При этом не требуется предоставления документа, содержащего заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих организациях. Поэтому инвалид НЕ ДОЛЖЕН предъявлять ИПРА.
Однако для создания специальных условий при проведении вступительных испытаний ИПРА может быть представлена в качестве документа, подтверждающего особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья поступающего. При этом наличие в ИПРА заключения о том, что инвалиду или инвалиду-ребенку противопоказано обучение в соответствующих организациях НЕ ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТКАЗА в приеме его на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты.
Сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью (с указанием перечня вступительных испытаний и специальных условий) должны быть указаны поступающим в заявлении.
- При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - поступающие с ограниченными возможностями здоровья) ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее соответственно - специальные условия, индивидуальные особенности).
- При очном проведении вступительных испытаний в ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России должен быть обеспечен беспрепятственный доступ поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).
- Очные вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.
Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:
при сдаче вступительного испытания в письменной форме -12 человек;
при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, проводящими вступительное испытание).
- Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, но не более чем на 1,5 часа.
- Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.
- Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
- При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
1) для слепых:
задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых либо зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
при очном проведении вступительных испытаний поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
2) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (при очном проведении вступительных испытаний);
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (при очном проведении вступительных испытаний), возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
3) для глухих и слабослышащих:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (при очном проведении вступительных испытаний);
предоставляются услуги сурдопереводчика;
4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме на обучение по программам магистратуры - по решению ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России);
6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме.
- Условия, указанные в пунктах 10.2-10.7 Правил приема, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, и документа, подтверждающего инвалидность или ограниченные возможности здоровья.
Нормативная база
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
- Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006;
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ;
- Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Указ Президента РФ от 05.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
- Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении «Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020годы»;
- Приказ Минобрнауки от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- Приказ Минобрнауки от 14.06.2013 № 464«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки от 16.04.2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов»;
- Требования Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки от 26.12.2013 г. № 06- 2 2412вн «К организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требования к средствам обучения и воспитания»;
- Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы (постановление Правительства РФ от 1.12.2015г.№1297;
- Приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (ред. от 29.07.2016) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (раздел об особенностях приема инвалидов);
- Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (раздел об особенностях проведения ГИА для лиц с инвалидностью);
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367« Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (раздел об особенностях организации образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья);
- Федеральный закон от 1 мая 2017 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Локальные нормативные документы с гиперссылкой:
- Положение №50/3 "Об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья"
- Положение № 50/1 "О порядке проведения и объеме подготовки по физической культуре (физической подготовке) по программе бакалавриата при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья"
- Положение № 107 "Об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Паспорта доступности зданий
- Белинского, 20
- Кирова, 36
- Кирова, 36-3
- Крылова, 27
- Ленина, 4
- Ленина, 4, стр. 1
- Ленина, 4, стр. 4
- Ленина, 36-1
- Ленина, 36, стр. 20
- Московский тракт, 2, стр. 15
- Московский тракт, 2. стр. 9
- Московский тракт, 2
- Московский тракт, 2, стр. 7 Блок Б
- Московский тракт, 2, стр. 7 Блок А
- Московский тракт, 2, стр. 16
- Московский тракт, 2. стр. 21
- Учебная, 39
Создана безбарьерная образовательная среда
Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями |
|
В медико-фармацевтическом колледже проводятся мероприятия по созданию и улучшению доступной инфраструктуры. Между корпусами медико-фармацевтического колледжа имеется уличная тактильная пешеходная дорожка. У здания по проспекту Кирова 36/3 выделены стояночные места с установленным комплектом знаков, обозначающих парковку для инвалидов. Входная группа в здании по адресу пр. Кирова 36/3 оборудована грязезащитным покрытием "ТифлоПол" с предупреждающими линейными конусами, со специальным прорезиненным иглопробивным покрытием с вмонтированными тактильными индикаторами. Это дает возможность информировать незрячего о возможных опасностях на пути следования. Входные двери зданий корпусов оборудованы информационно-тактильными табло и антивандальными кнопками вызова персонала с тактильной надписью «ВЫЗОВ». Внутри здания корпусов оснащены предупреждающей и направляющей тактильной плиткой. Лестничные пролеты обозначены тактильными и контрастными лентами. Есть навигационные знаки (пиктограммы). На лестничных перилах имеются тактильные наклейки с указанием этажа. Стеклянные двери имеют контрастную маркировку. На каждом этаже установлены мнемосхемы. Туалетные комнаты, душевая оборудованы кнопками вызова персонала, мнемосхемами. Помещения колледжа и комнаты в общежитии обозначены тактильными рельефно-контрастными табличками с указанием номера комнаты и названием помещения. Имеются устройства для адаптации в пространстве - звуковые указатели (тактильные таблички со встроенным звуковым информатором). В здании по адресу пр. Кирова 36/3 установлен «СурдоЦентр» с адаптивной системой оповещения на основе визуально-акустических табло, который позволяет передавать информацию на большое расстояние. Передаваемая информация предназначена для восприятия всеми посетителями колледжа, в том числе такими категориями инвалидов, как тотально незрячие и глухие. В холле второго этажа здания общежития установлен тактильно-сенсорный терминал, который предназначен для использования в качестве информационного носителя всеми категориями маломобильных групп населения, имеется возможность управлять тактильно-сенсорным терминалом тотально слепому человеку. На первом этаже здания общежития выделено крыло, где расположено одиннадцать жилых комнатх, кухня для приготовления и приема пищи и санитарно-гигиенические комнаты для студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Санитарно-гигиенические комнаты оснащены откидными поручнями и универсальными травмобезопасными держателями, предназначенными для крепления одновременно двух костылей или трости. В главном корпусе колледжа, по адресу пр. Кирова 36, установлен теннисный стол для слабовидящих людей «Шоудаун», имеется мяч для игры в «Голбол». |
|
Информационное обеспечение доступности профессионального образования и обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью |
|
Наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения лиц с ОВЗ и инвалидов |
Имеется |
Наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети "Интернет" для слабовидящих |
Сайт образовательной организации адаптирован для слабовидящих |
Технические средства обучения |
|
Специальное компьютерное оборудование |
В библиотеке колледжа имеется два автоматизированных рабочих места: тифлоинформационный комплект АРЕВ, который включает в себя персональный компьютер, ЖК монитор, сканер и тифлоинформационную программу. Тифлокомпьтер PACMateOmni - FreedomScientific с брайлевской клавиатурой |
Программное обеспечение |
Программа экранного доступа «JAWSforWindows 12.0 Pro», которая позволяет незрячим и слабовидящим пользоваться возможностями ПК, включая Интернет, путём осуществления вывода информации с экрана компьютера на синтезатор речи и на дисплей шрифта Брайля. Имеет широкий набор клавиатурных команд, который может быть расширен пользователем. Дополнительно имеет синтезаторы речи для иностранных языков. Программное обеспечение: синтезатор речи «Infovox Desktop». Помогает незрячим преобразовать текст в речь, использовать синтез речи при разработке приложений, создавать звуковые файлы на основе текстовых файлов. Программа Fine Reader 10 Home Edition. Программа предназначена для сканирования и распознавания текста. Имеет возможность перевода бумажных документов в электронный вид для дальнейшего редактирования, отправки по электронной почте или публикации в Интернете, получения изображения для распознавания с помощью сканера, а так же с помощью цифрового фотоаппарата и мобильного телефона со встроенной фотокамерой. |
Специализированные технические средства для обучения |
Портативное специальное устройство для чтения «Говорящая» книга Milestone 212. Стационарный электронный увеличитель Topaz 20”, позволяет выбирать различные комфортные для зрения конкретного пользователя контрастные видеорежимы. |
Рельефные анатомические планшеты (позволяют незрячим и слабовидящим студентам использовать тактильный анализатор для освоения знаний по анатомии, физиологии). Объемные анатомические муляжи (позволяют незрячим и слабовидящим студентам использовать тактильный анализатор для освоения знаний по анатомии, физиологии). Муляжи для рефлекторных видов массажа (позволяют незрячим и слабовидящим студентам использовать тактильный анализатор для освоения знаний по анатомии, физиологии). |
|
Учебники, литература |
В библиотеке колледжа имеются Учебная и художественная литература в цифровом формате. Имеются учебные и методические пособия для студентов в электронном виде и в аудиоформате. |