Учебная деятельность
На кафедре обучаются студенты VI курса педиатрического факультета, а также интерны и ординаторы по специальности «педиатрия».
Кафедра располагается на базе МЛПУ «Детская больница» №1, которая представляет собой объединение, в состав которого входят стационар на 235 коек и 2 детских поликлиники. Кроме того, в качестве учебной базы используются детское отделении НИИ кардиологии и 2-я детская больница.
На базе кафедры имеется межкафедральный компьютерный класс с выходом в интернет.
Программно-информационное обеспечение кафедра госпитальной педиатрии
Список обучающих и тестирующих программ
Программа «Квалификационные тесты по педиатрии» под редакцией Н.А. Коровиной для студентов VI курса
|
137 121 90 170 116 65 270 260 180 95 80 34 15 10 30 5 25 31 40 22 200 11 34 |
- Нервная система и нервно-психическое развитие. Органы чувств. (120 вопросов) Анатомо-физиологические особенности сердечно- сосудистой системы у детей (120 вопросов)
- Анатомо-физиологические особенности и методика обследования костно-мышечной системы у детей различного возраста (120 вопросов)
- Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка (120 вопросов)
- Анатомо-физиологические особенности мочевыводящей системы у детей (120 вопросов)
- Анатомо-физиологические особенности подкожно-жировой клетчатки и лимфоузлов (120 вопросов)
- Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей (120 вопросов)
- Анатомо-физиологические особенности кроветворения и крови у детей различного возраста. (120 вопросов)
- Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей (120 вопросов)
Проверочные тесты Veber для студентов VI курса педиатрического факультета (сборные)
- гастроэнтерология – 121
- иммунология – 100
- кардиология – 100
- Итоговое – 100
- гепатит – 73
- кишечные инфекции – 83
- капельные инфекции – 133
- Итоговое (5 курс) – 200
- Итоговое (6 курс) – 100
Проверочные тесты Veber для студентов VI курса педиатрического факультета (2005 год)
- гастроэнтерология – 78
- нефрология – 80
- кардиология – 80
- неонатология – 87
- пульмонология -50
- лечебное дело
- педиатрия
- стоматология
Электронный учебник: Поликлиническая педиатрия. Превентивная медицина.
ТЕСТЫ для сертификационного экзамена по ПЕДИАТРИИ
Учебное пособие
Под редакцией Е.И. Кондратьевой, Е.Ю. Тютевой
Томск – 2008
Учебное пособие содержит тесты по различным проблемам педиатрии, составленные в соответствии с учебной программой цикла общего усовершенствования «Педиатрия». В тестах приведены эталоны ответов.
Учебное пособие рекомендовано слушателям системы послевузовского образования, а также может представлять интерес для студентов педиатрических факультетов и преподавателей кафедр педиатрии.
- «Амбулаторно-поликлиническая помощь детям. Здоровый ребенок» 100
- «Неонатология» 100
- «Патология детей раннего возраста», 103
- «Болезни органов дыхания. Аллергические болезни» 110
- «Болезни органов пищеварения» 100
- «Болезни мочевой системы» 100
- «Болезни крови. Иммунология» 100
- «Болезни органов кровообращения» 100
- «Болезни эндокринной системы» 50
- «Неотложные состояния в педиатрии». 80
Междисциплинарный экзамен по специальности 040200 «Педиатрия»
№ п/п | Перечень умений | Уровень усвоения |
1 |
Сбор и оценка анамнеза, оценка физического и нервно-психического развития пациента на основе антропометрического обследования |
|
2 |
Клиническое обследование соматического и инфекционного больного: осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация (подчеркнуть задание) |
|
3 |
Оценка выявленных изменений и формулирование предварительного диагноза соматического и инфекционного больного (подчеркнуть задание) |
|
4 |
Сбор материала для лабораторных исследований при соматической и инфекционной патологии: крови, мочи, кала, спинномозговой жидкости и т.д. |
|
5 |
Интерпретация клинического и биохимического анализа крови, КОС крови, сахара крови, общего и специальных анализов мочи, коагулограммы, копрограммы, биоценоза кишечника |
|
6 |
Оценка функциональных нагрузочных проб (по Шалкову, Штанге-Генча и т.д.), определение группы здоровья и физкультурной группы |
|
7 |
Измерение и оценка артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыхания |
|
8 |
Оценка диагностических маркеров (в ИФА и ПЦР) при краснухе, ВИЧ-инфекции, ЦМВ-инфекции, токсоплазмозе, инфекционном мононуклеозе, вирусных гепатитах, простом герпесе и др. (подчеркнуть задание) |
|
9 |
Оценка результатов бактериологических исследований посевов материала из воспалительных очагов |
|
10 |
Подготовка пациента к обследованию и оценка результатов инструментальных исследований |
|
11 |
Определение группы крови по системе АВ0 и Rh-фактору, пробы на индивидуальную совместимость крови донора и больного и пригодность крови и кровезаменителей |
|
12 |
Оценка туберкулиновых проб, иммунного статуса у соматических и инфекционных больных |
|
13 |
Ставить диагноз, осуществлять реабилитацию среди детей после перенесенных заболеваний и проводить среди них профилактические мероприятия |
|
14 |
Обосновывать и проводить лечение соматических заболеваний у детей различного возраста, включая назначение этиотропных и патогенетических средств |
|
15 |
Осуществлять уход за соматическим и инфекционным больным, обрабатывать полости рта, ушей, носа, промывать глаза, проводить гигиенические ванны и т.д. (подчеркнуть задание) |
|
16 |
Проведение отдельных лечебных мероприятий: оральной регидратации, промывания желудка, постановка клизм, отсасывание содержимого из дыхательных путей, проведение постурального дренажа бронхов, обработка пролежней и т.д. (подчеркнуть задание) |
|
17 |
Выполнение инъекций, расчет доз лекарственных средств, подготовка системы для внутривенных инфузий (подчеркнуть задание) |
|
18 |
Оформлять медицинскую документацию в ЛПУ амбулаторного и стационарного типа на пациентов различного возраста |
|
19 |
Проводить профилактические мероприятия среди детей различного возраста (закаливание, массаж, гимнастика, профилактика рахита, железодефицитной анемии и т.д.) |
|
20 |
Осуществлять расчет и коррекцию питания здорового ребенка, соматического и инфекционного больного |
|
21 |
Определять степень готовности детей к поступлению в школу и оценивать степень тяжести адаптации детей к ДШУ |
|
22 |
Проводить профилактические прививки и противоэпидемические мероприятия при различных инфекционных заболеваниях |
______% освоения обязательного минимума практических умений
Подпись председателя ИГАК _____________________
Подписи членов ИГАК___________________________
Требования к уровню освоения программы
После окончания изучения дисциплины студент должен:
«Иметь представление»:
- Об организации медицинской помощи детям, особенностях работы в профильных отделениях, основных методов обследования и лечения в соответствии со стандартами медицинской помощи
«Знать»:
Знания необходимые врачу-педиатру
• основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие детальность органов и учреждений здравоохранения;
• правовые основы здравоохранения;
• общие вопросы организации педиатрической помощи в стране и работы больнично-поликлинических учреждений, родильного дома, детских дошкольных учреждений, школы, дома ребенка, детского дома, детского санатория, пункта неотложной помощи, станции скорой помощи и других учреждений, связанных с обслуживанием детей;
• правила выдачи справок и листов нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией;
• принципы диспансеризации здоровых детей и подростков, распределения детей по группам здоровья и группам "риска";
• вопросы диспансеризации больных детей и профилактики хронических форм заболеваний;
• вопросы организации и задачи гигиенического обучения и воспитания детей;
• вопросы санпросветработы и профилактические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;
• анатомо-физические особенности организма плода и ребенка;
• взаимосвязь функциональных систем организма и их регуляцию;
• физиологическое развитие детей в различные возрастные периоды;
• принципы рационального (сбалансированного) вскармливания и питания детей;
• основные вопросы патофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики и других общемедицинских проблем;
• показатели гемостаза в норме и патологии;
• основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса, возможные типы их нарушений и принципы коррекции;
• физиологию и патофизиологию системы кроветворения , кровообращения, дыхания, пищеварения и др.;
• современные методы клинической и параклинической диагностики основных нозологических форм и патологических состояний;
• современную классификацию, клиническую симптоматику основных заболеваний и пограничных состояний детского возраста, этиологию и патогенез соматических и инфекционных заболеваний;
• современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний и патологических состояниях;
• основы фармакотерапии детского возраста, механизм действия основных групп лекарственных веществ, показания и противопоказания к их применению, осложнения, вызванные их применением;
• диетотерапию при различных видах патологии;
• основы фитотерапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля в детском возрасте;
• принципы организации и проведения интенсивной терапии и реанимации в амбулаторных условиях и в стационаре;
• вопросы реабилитации и диспансерного наблюдения при различных заболеваниях, санаторно-курортное лечение;
• принцип организации медицинской службы гражданской обороны;
• форма планирования и отчетности своей работы.
«Уметь»:
Умения, необходимые врачу-педиатру
• правильно оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка;
• оценить школьную зрелость;
• рассчитать содержание и калорийность основных ингредиентов пищи в суточном рационе ребенка любого возраста;
• оценить детей по принадлежности к группам здоровья, дать рекомендации по воспитанию и вскармливанию;
• выделить детей группы риска;
• владеть методами пропаганды здорового образа жизни и профилактика заболеваний;
• получить информацию о здоровом и больном ребенке, провести объективное исследование ребенка;
• своевременно определить симптомы и синдромы, требующие оказания неотложной помощи и оказать ее;
• выяснить причину возникновения патологических состояний;
• назвать (по показаниям) лабораторно-инструментальные и другие исследования для уточнения диагноза. При необходимости провести забор материала для лабораторного исследования;
• пользоваться необходимой медицинской аппаратурой (антропометрический набор, гемометр, аппарат для измерения артериального давления, желудочный и дуоденальный зонд, система для инфузионной терапии, аппарат Боброва, транспортные шины, "Амбу", кислородная палатка, интубационные трубки, дренажные системы и др.);
• врач-педиатр должен дать клиническую оценку результатов лабораторных и специальных методов диагностики;
• морфологические, биохимические, серологические показатели крови, мочи, мокроты, испражнений, спинномозговой жидкости;
• результаты микробиологических, вирусологических, иммунологических исследований;
• показатели коагулограммы, кислотно-щелочного состояния;
• данные функционального исследования органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, печени, почек и других внутренних органов;
• показатели функции внешнего дыхания;
• данные ЭКГ, ФКГЭ реовазографии;
• данные ультразвукового исследования различных органов;
• данные рентгенологического исследования органов грудной клетки, брюшной полости, черепа и др.;
• данные специальных исследований центральной и вегетативной нервной системы;
• данные дуоденального, желудочного и панкреатического зондирований;
• осуществить экстренные противоэпидемические меры и мероприятия при экстренных ситуациях;
• определить показатели к госпитализации и организовать ее;
• определить степень нарушения гемостаза и применить меры к ее нормализации;
• вести необходимую медицинскую документацию;
• составить план своей работы и среднего медицинского персонала;
• составить отчет о работе за год и провести анализ этой работы.
«Иметь навык»:
Основных методов обследования и диагностики, оказания неотложной помощи детям.
Учебно-методические пособия, изданные сотрудниками кафедры (2003-2013)
Авторы |
Вид издания (монография, сборник, учебник, атлас, учебно-методическое пособие, руководства, справочник) |
Название |
Библиографический указатель |
||
Год |
Кол-во страниц |
Где утверждено (ЦМК факультета, ЦМК СибГМУ, другие ведомства) |
|||
Горленко Л.В. Худякова Н.В. Филиппов Г.П. |
Учебно- методическое пособие |
Язвенная болезнь у детей |
2003 |
30 |
CибГМУ Проректором по УР
|
Плотникова И.В. Филиппов Г.П. Трушкина И.В. |
Учебно- методическое пособие |
Артериальная гипертензия в детском возрасте |
2003 |
61
|
Начальником департамента здравоохранения администрации Т.О. |
Худякова Н.В. Филиппов Г.П. Горленко Л.В. |
Учебно- методическое пособие |
Лямблиоз у детей (клиника, диагностика, лечение, профилактика) |
2004 |
29 |
УМО МЗ РФ |
Горленко Л.В Филиппов Г.П. .Худякова Н.В. |
Учебно- методическое пособие |
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки у детей |
2004 |
49 |
УМО МЗ РФ |
Михалев Е.В. Филиппов Г.П. Ермоленко С.П. |
Учебно- методическое пособие |
Система гомеостаза новорожденных в норме и при патологии (диагнотика, лечение, профилактика) |
2004 |
85 |
УМО МЗ РФ |
Филиппов Г.П. и др. |
Сборник |
Квалификационные тесты по детской кардиологии (под ред. М.А. Школниковой, Л.П. Говрюшовой) |
2006 |
260 |
Рекомендовано МЗ и СР РФ |
Плотникова И.В. Трушкина И.В. Филиппов Г.П. Ковалев И.А. |
Учебно- методическое пособие |
Артериальная гипертензия у детей и подростков (уч. пособие) |
2006 |
134 |
УМО |
Харина О.П. |
Учебно- методическое пособие |
Методы диагностики в детской нефрологии |
2007 |
45 |
ЦМС ГОУВПО СибГМУ Росздрава |
Кондратьева Е.И. Кривоногова Т.С. Желев В.А. Тропова Т.Е. Ландарина Г.А. Филиппов Г.П. |
Учебно- методическое пособие |
Комплексная реабилитация детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы |
2007 |
86 |
ЦМС ГОУВПО СибГМУ Росздрава |
Харина О.П. Желев В.А. Михалев Е.В. Филиппов Г.П. |
Учебно- методическое пособие |
Методы диагностики в детской нефрологии (издание 2-е, дополненное) |
2007 |
89 |
УМО |
Михалев Е.В. Ермоленко С.П. Филиппов Г.П. Желев В.А. Елизарова М.Г. Харина О.П.
|
Учебно- методическое пособие |
Внутрижелудочковые кровоизлияния у недоношенных новорожденных (этиология, патогенез, диагностика, лечение)
|
2007 |
90 |
ЦМС ГОУВПО СибГМУ Росздрава |
Е.В. Михалев С.П. Ермоленко, Г.П. Филиппов, В.А. Желев, О.П. Харина
|
Учебное пособие |
Внутрижелудочковые кровоизлияния у недоношенных новорожденных (этиология, патогенез, диагностика, лечение). |
2008 |
86 |
УМО |
И.В. Плотникова И.В. Трушкина Г.П. Филиппов И.А.Ковалев
|
Учебное пособие |
Артериальная гипертензия у детей и подростков. Клиника, диагностика и лечение. |
2008 |
134 |
УМО |
Кривоногова Т.С., Желев В.А,, Тропова Т.Е. |
Учебное пособие |
Натальные поражения спинного мозга у детей |
2010 |
109 |
СибГМУ |
Кривоногова Т.С., Желев В.А., Тропова Т.Е.. Михалев Е.В. |
Учебное пособие |
Натальные поражения спинного мозга и позвоночника у детей |
2011 |
119 |
Печатная мануфактура |