Структурные подразделения кафедры
Лаборатория автоматизированных средств обучения
Кафедра нормальной физиологии - одна из первых кафедр СибГМУ, которая была компьютеризирована. Каждый из компьютеров имеет выход в глобальную сеть Internet. Это позволяет в полной мере пользоваться ресурсами сети как студентам, так и сотрудникам с научной и образовательной целью.
Коллективом кафедры составлен многопрофильный электронный учебник по нормальной физиологии, освещающий основные разделы данной дисциплины; разработана электронная версия учебника по физиологии и анатомии для неврачебных факультетов.
Написаны обучающие прог-раммы по отдельным темам (строение биомембран, транспорт веществ, мышечное сокращение, группы крови и резус фактор, гемостаз, ЭКГ и др.); программы, позволяющие моделировать про-цесссы электрогенеза (модели: Нернста, Ходжкина–Хаксли-Катца,
Гоорвейга-Вейса-Лапика, катодической депрессии по Вериго и др.). Для контроля знаний студентов используются различные варианты программированных контролей, созданных также сотрудниками кафедры.
Неоценима роль компьютерного класса и в использовании альтернативных средств обучения. В настоящее время в целях гуманного обращения с животными, наряду с кафедральными разработками, внедряются общепризнанные учебные альтернативы, использующиеся в мировой практике преподавания дисциплины «нормальная физиология»: компьютерные обучающие и экспериментальные программы, тренажёры (SimNerv, VirtualPhysiology, EP-Dog). В этой сфере кафедра активно сотрудничает с международной организацией ИнтеНИЧ.
Лаборатория функциональных методов исследования
В лаборатории функциональных методов исследования студенты самостоятельно или под руководством преподавателя и заведующего лабораторией могут провести ряд диагностических тестов: исследовать работу сердечно-сосудистой системы (реовазография, пульсотахометрия, ЭКГ, ФКГ, кардиоскрин, КИГ и др.), дыхания (пневмочек и др.), провести пробы с физической нагрузкой (велоэргометрия); оценить уровень физического здоровья (по Апанасенко), психосоматический статус (тесты: Айзенка, Люшера, Боумена и др.), изучить условно-рефлекторную деятельность.
Помимо этого, что немало-важно, научиться интерпре-тировать полученные данные с позиций будущего врача-клинициста, врача-лаборанта или фармацевта. Эти иссле-дования позволяют наиболее полно дать диагностическое и клиническое представление о функциональных свойствах и особенностях организма человека.
Учебно-экспериментальная лаборатория
Сопровождение лекционного курса экспериментальными демонстрациями принято со времен первого заведующего - В.Н. Великого. В настоящее вре-мя на кафедре поддерживаются эти традиции и студенты имеют возможность увидеть эксперименты, вошедшие в историю как прорывные, имевшие в своё время мировой успех и получившие признание научной общественности. К числу таких опытов можно отнести оживление изолированного сердца теплокровного животного (крысы, кролика) по А.А. Кулябко. Традиционно лекции по разделу «Пищеварение» сопровождаются демонстрациями Фис-тульных и электрофизиологических методов исследования секреторной и моторной активности желудочно-кишечного тракта. Наряду с лекционными демонстрациями у студентов есть возможность повторить увиденный эксперимент на практических занятиях: воспроизвести статические и статокинетические рефлексы у животных, изучить биомеханику дыхания при помощи самостоятельно полученной модели Дондерса, провести экспериментальную операцию наложения фистулы по Басову. Кроме этого, в курсе нормальной физиологиибольшинство практических занятий сопровождаются интересными работами, техническое обеспечение которых находится в ведении учебной лаборатории. Имеющаяся слайдо- и видеотека позволяет визуально продемонстрировать многие
экспериментальные подходы в изучении функций различных органов и систем.