Шрифт: A A A Цвет фона: Изображения: ВКЛ ВЫКЛ

Нападение фашистской Германии на СССР прервало мирное социалистическое строительство. Началась Великая Отечественная война против немецко-фашистских захватчиков. Советский народ поднялся на решительную борьбу с врагом, сознавая, какая смертельная опасность нависла над Родиной. Война сразу приобрела всенародный характер. Все в стране было подчинено нуждам войны.

Студенты и преподаватели 1943 г. Источник: Комсомольская правда

Студенты и преподаватели 1943 г.
Источник: Комсомольская правда

Операционный журнал 2-го отделения Эвакогоспиталя № 2483 (кафедра общей хирургии). 1943-44 гг.  Фото из фондов ТОКМ

Операционный журнал 2-го отделения Эвакогоспиталя № 2483 (кафедра общей хирургии). 1943-44 гг.

Фото из фондов ТОКМ

Новые ответственные задачи встали и перед вузами страны по подготовке кадров и перестройке научных исследований в интересах обороны страны. 25 июня 1941 г. состоялось партийное собрание коммунистов ТМИ, обсудившее задачи коллектива в связи с началом войны и принявшее следующее решение: «В священной отечественной войне, навязанной нам подлым германским фашизмом, самоотверженная, четкая, дисциплинированная работа трудящихся в тылу обеспечит победу героической Красной Армии на фронте. Долг каждого коммуниста — воодушевлять массы неукротимой волей к победе и жгучей ненавистью к врагу, острой большевистской бдительностью и примером самоотверженного труда».

Коммунисты наметили конкретную программу деятельности института в условиях начавшейся войны, призвали «обеспечить коренную перестройку всей работы института, подчинив ее единой цели* победе над жестоким и коварным врагом». Всем кафедрам было предложено переключиться на разработку оборонной тематики. Руководству института поручалось подготовить учебный план и программы для форсированной подготовки к выпуску студентов III и IV курсов. Собрание потребовало от коллектива института немедленно включиться в работу городских организаций по подготовке на предприятиях города курсов медицинских сестер, оказать помощь учебниками, наглядными пособиями, разработать программы, выделить преподавателей. Было решено организовать курсы медицинских сестер при местном комитете института, форсировать завершение сестринской подготовки студенток первых курсов.

Четко и организованно прошла мобилизация в армию сотрудников института. Уже в первые дни войны были призваны 230 человек, в том числе 97 научных работников.

Многие научные работники были направлены для работы в эвакогоспиталях тыла страны, в том числе директор института доц. Н.П.Владимиров, ассистент-хирург В.С.Стерхов, которому было поручено формирование госпиталя в Томске. С этим госпиталем он впоследствии был на Западном фронте. Оставшийся в институте профессорско-преподавательский состав обеспечил учебный процесс, подготовку кадров для фронта и органов здравоохранения, участвовал в работе эвакогоспиталей, оказывал помощь населению, проводил большую профилактическую работу в городах и селах, участвовал в сельскохозяйственных и строительных работах.

Стерхов В.С.Вместе со всеми медицинскими работниками страны коллектив института с начала войны включился в дело лечения раненых воинов. В Томске, как и в других городах тыла страны, началось формирование эвакогоспиталей. Для советских медиков снова, как и в годы гражданской войны, стал актуальным призыв: «Пусть же каждый в тылу помнит о своем долге – помогать всем, чем можно, раненому красноармейцу». Ответственные задачи поставила война перед советскими учеными, в том числе учеными-медиками. Все усилия их были направлены на решение оборонных вопросов. Лозунг «Все для фронта, все для победы над врагом» стал призывом для всех сотрудников Томского медицинского института. Коллектив института быстро приступил к перестройке учебного и научного процесса в условиях начавшейся войны, успешно преодолевая возникшие трудности.

С началом войны не только в медицинском институте, но и во всех учебных заведениях и на предприятиях города обстановка резко изменилась. Эвакуация промышленных предприятий, учебных заведений, госпиталей потребовала больших усилий по их размещению. Сильно был уплотнен медицинский институт, разместивший в своих помещениях ряд эвакуированных учебных заведений и клинический эвакогоспиталь. Институт передал различным учреждениям и предприятиям значительное количество помещений, в том числе: недостроенный биологический корпус, гигиенический корпус, здание кафедры санитарной обороны, старый анатомический корпус, часть факультетских клиник, часть общежитий и т.д. В связи с этим учебная и научная база института значительно уменьшилась.

Многие кафедры перешли в единственное оставшееся учебное здание – новый анатомический корпус или в общежитие студентов (ул. Обруб, 8). Кафедры имели, как правило, лишь по одной комнате, причем иногда здесь же размещались и отделы эвакуированного в Томск Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ). Во многих помещениях не было канализации, водопровода, отсутствовало электрическое освещение. Общая площадь учебных корпусов в конце 1942 г. – начале 1943г. составила всего 6 тыс. кв. м. В связи с развертыванием эвакогоспиталя в здании факультетских клиник все клинические кафедры были перемещены в небольшую оставшуюся часть здания. Ряд клиник разместился в неприспособленных для больных помещениях. Существенно ухудшилось размещение и бытовые условия сотрудников института. Жилой фонд для них составил лишь 39 небольших деревянных домов жилой площадью 5730 м2. Большая часть этих зданий нуждалась в капитальном ремонте. К началу Великой Отечественной войны институт подготовил к выпуску 463 специалиста, завершивших обучение по полной программе. Большая часть выпускников изъявила желание отправиться добровольно в действующую армию.

Все внимание руководства и общественных организаций института направлялось на решение задач, поставленных войной. Необходимо было перестроить учебный процесс .на основе новых учебных планов, предусматривающих сокращение сроков обучения до трех с половиной лет с целью скорейшего выпуска специалистов для армии и здравоохранения. Профессорско-преподавательский состав работал с огромной нагрузкой, обеспечивая чтение лекций на всех курсах и факультетах, проводя практические занятия в лабораториях, классах, клиниках и в эвакогоспиталях города. Для замены выбывших в армию преподавателей привлекались к занятиям со студентами и врачи эвакогоспиталей.

Медперсонал и раненые. Эвакогоспиталь № 1506. 1941–1943 гг. Фото из фондов ТОКМ

Медперсонал и раненые. Эвакогоспиталь № 1506. 1941–1943 гг.
Фото из фондов ТОКМ

В условиях привлечения студентов на сельско-хозяйственные, строительные и прочие работы практиковалось чтение дополнительных лекций; участвовали студенты и в работе научных кружков.

Несмотря на сокращение сроков обучения в институте, учебный план не претерпел больших количественных изменений. Уменьшение учебного времени составило лишь 5,5%. В то же время рабочий день студентов увеличивался до 7 академических часов; сокращалось время каникулярного отпуска. По новому учебному плану уменьшалось время на изучение некоторых общеобразовательных предметов и увеличивалось на преподавание военных дисциплин, хирургии (на 100 ч.), инфекционных болезней (на 100 ч.), эпидемиологии и микробиологии.

Перестройка учебного процесса в институте обеспечивала, прежде всего, военную направленность подготовки специалистов, высокий уровень готовности работать в условиях военного времени.

В институте был создан штаб обороны во главе с начальником кафедры военно-санитарной подготовки Н.С. Шунько, организованы две группы самозащиты в факультетских и госпитальных клиниках и почти на каждой кафедре и в общежитиях; подготовлены инструкторы ПВХО из числа студентов. Открыты курсы военной переподготовки всего профессорско-преподавательского состава.

От всех сотрудников требовалась высокая сознательная дисциплина. Большое значение в придании работе сотрудников и студентов четкости и организованности имел приказ директора института о сформировании нештатных военно-медицинских подразделений.

В дополнение к учебному плану в это же время введена обязательная допризывная военная подготовка для всех студентов института в объеме 110ч. и подготовка медицинских сестер запаса из числа студентов II курса (без отрыва от учебы) в течение 5 месяцев. В то же время в институте начали активно работать 5 оборонных кружков: по изучению ПВХО (46 чел.), по подготовке санинструкторов (72), стрелковый (94), гранатометчиков (125), по подготовке санитарных дружинников (42 чел.).

Значительное число студентов занималось в спортивных секциях: лыжной, легкоатлетической, в спортивной школе по подготовке общественно-физкультурного актива. Готовились спортсмены-разрядники, значкисты ГТО I и II ступени, ворошиловские стрелки. Особое внимание обращалось на подготовку лыжников.

А. Г. КючарианцВ перестройке преподавания в условиях войны, в организации военной подготовки сотрудников и студентов института, в проведении оборонно-массовой работы велика заслуга начальника кафедры военно-санитарной подготовки Н.С. Шунько и преподавателя кафедры С.С. Могилевской (с августа 1944 г. в командование кафедрой вступил генерал-майор медицинской службы А.Г.Кючарианц).

Первый военный учебный год в институте начался 18 августа 1941 г. До 19 сентября студенты посещали лекции и занятия, после которых участвовали в строительных работах на сооружении железнодорожной ветви к промышленным предприятиям. Это была стройка студентов всех вузов Томска. Студенты ТМИ участвовали в 37 организованных выходах на строительство этой ветки. В это же время студенты ремонтировали водопроводные магистрали, дороги (за месяц в этой работе приняло участие 13 460 чел.).

В конце сентября студенты были сняты с занятий и направлены на уборку картофеля и других культур в сельские районы, где проработали до 16 октября. Затем занятия возобновились, но каждая группа 2 раза в неделю продолжала участвовать в строительстве железной дороги. В январе-феврале 1942 г. во время зимней экзаменационной сессии значительная часть студентов старших курсов была направлена на проведение противоэпидемической работы среди населения.

В декабре 1941 г. состоялся первый военный выпуск врачей: 419 чел. окончили институт уже по учебным планам военного времени. Государственные экзамены проводились под строгим контролем Наркомздрава СССР, который обратил особое внимание руководителей вузов и председателей ГЭК на проверку знаний выпускников по хирургии, военно-полевой хирургии, инфекционным болезням и эпидемиологии (в соответствии с программой 1941 г.), «на то, чтобы врачи, выпускаемые из медвузов, были подготовлены к работе на фронте и в тыловых военных и гражданских лечебных учреждениях».

Несмотря на сокращение срока обучения в институте на полгода и ограниченное время подготовки к госэкзаменам, выпускники показали хороший уровень знаний и, как отмечал в итоговом докладе директор института, по сравнению с довоенным уровнем результаты были не ниже. Хорошую подготовку показали выпускники по военно-полевой хирургии: 52,5% получили оценки хорошо и отлично.

После выпуска большого отряда молодых специалистов, в январе 1942 г. институт произвел дополнительный набор 115 студентов на I курс. Занятия начались 23 февраля 1942 г. Набор прошел организованно, и имелась возможность отбора наиболее подготовленных абитуриентов, так как количество желающих поступить в институт во много раз превышало количество мест. Так было и в последующем году.

На протяжении всей войны Томский медицинский институт готовил квалифицированные кадры врачей. Диплом об окончании Томского медицинского института был высокоавторитетным документом, подтверждающим, как правило, высокий уровень профессиональной подготовки.

Война и последующие послевоенные годы убедительно доказали это. Медицинские работники внесли большой вклад в дело спасения жизни раненых и больных воинов, возвращения их в строй и к мирному труду. В этот период вузы решали много ответственных задач, поставленных войной: это подготовка кадров, лечение раненых и больных, развитие научных исследований, предупреждение эпидемических заболеваний.

Трудным было это время для сотрудников и студентов института. Бытовые условия студентов оставляли желать лучшего. В общежитиях института проживало 656 человек. В среднем на одного студента приходилось 2,7 м2. Не на всех хватало кроватей и постельных принадлежностей. Недоставало мебели. Часто отсутствовало электрическое освещение, уголь для отопления выдавался из расчета 5 кг в сутки на комнату. Им топили печи, установленные почти в каждой комнате для обогрева и для приготовления пищи. Хранили уголь здесь же в жилых комнатах, что сильно загрязняло помещение общежитий. Сами студенты обеспечивали поддержание внутреннего порядка в общежитиях. Так как мест в общежитии для всех нуждающихся недоставало, то многие студенты снимали комнату у жителей города, но в условиях перенаселения жилого сектора это было редкостью. Не случайно, обсуждая вопрос о мерах по оказанию помощи институту, исполком Томского горсовета принял решение: «Обязать директора ТМИ и председателей райисполкома подготовить углы для размещения 75 студентов ТМИ в каждом районе».

Весной 1942 г. профком института специальным решением распределил 800 л керосина и 6,5 т угля для обеспечения студентов, проживающих на частных квартирах и в таких «углах».

Трудными были бытовые условия не только студентов. Трудное положение сложилось с учебной базой клинических кафедр, так как семь из них остались без соответствующих коек. Это кафедры уха, горла и носа, глазных, кожных и венерических болезней, акушерства и гинекологии, госпитальной хирургии, пропедевтической хирургии, психиатрии. В связи с этим занятия со студентами кафедры проводили на базе эвакогоспиталей. Руководство института и кафедр отмечало, что такие занятия недостаточно эффективны, так как базируются на «одностороннем материале травматического характера».

Последующие годы показали, что это не оказало существенного влияния на уровень подготовки выпускников института. Для медиков военного времени этот «травматический материал» был главным, и врачи успешно справились показанием скорой помощи и лечением раненых на фронте и в эвакогоспиталях тыла, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания выпускников ТМИ, отзывы раненых и больных о их самоотверженной работе в боевых условиях и после войны.

Весь институт ощущал влияние военных условий и по мере сил старался находить выход из сложившегося положения. В конце декабря 1941г. директор института докладывал в Наркомздрав РСФСР о состоянии дел, упомянув о больших трудностях в размещении, отоплении и питании сотрудников и студентов. Особенно тяжелое положение сложилось с топливом. Температура в помещениях клиник не превышала +4, +5°С, а на теоретических кафедрах упала до 0°. Вагоны для вывозки угля поступали нерегулярно, в связи с чем вывозка его с шахт Кузбасса задерживалась. С помощью горисполкома в дни суровых декабрьских морозов удалось получить взаимообразно от различных организаций 150 т угля. И снова возникла проблема транспортировки, так как институт имел всего несколько лошадей и вывезти и доставить на точки этими силами даже суточную потребность топлива (10-12 т) было невозможно. Недоставало транспорта и для доставки необходимых грузов в клиники, столовую, буфеты.

Питание в столовой института было плохое; из-за перегрузки столовой прикрепленными к ней организациями студенты вынуждены были тратить в день по 4-5 ч. на ожидание пищи. Директор отмечал также, что имеют место большие перебои в получении денежных фондов на заработную плату сотрудникам, стипендии и питание больным. Кроме того, с начала учебного года институт не получил кредиты на учебные и научные расходы.

Клиники института испытывали большую нужду в белье и перевязочных средствах. Руководство института изыскивало любую возможность для создания нормальных условий для деятельности института и, как отмечалось в том же докладе директора,   несмотря на крайне стесненное положение, институт не сузил, а развернул свою работу.

Студенты всех курсов работали с большой нагрузкой, посещая учебные занятия, занятия по допризывной подготовке, работая в селе и на городских промышленных, строительных и других объектах. По ряду причин военного времени высоким был и отсев студентов, особенно на I и II курсах. Имела место и академическая неуспеваемость, прежде всего как следствие частых отвлечений студентов от занятий. В течение первого военного учебного года это составило по институту 5 922 ч. на 715 чел., пропустивших занятия. Часть пропусков была связана с работой на предприятиях и в лечебных учреждениях, с привлечением студентов на противоэпидемические работы, с участием в донорстве. Наибольшее количество пропусков занятий приходилось на послеобеденные часы в связи с трудностями своевременного получения обедов в перегруженной столовой.

На зимней экзаменационной сессии 1941/42 учебного года 37,5% студентов I курса сдали экзамены отлично, 28,9% – хорошо, 39,3% – посредственно и 5,2% – плохо; 44 студента были оставлены для повторения курса.

Серьезное внимание уделяли местные советские и партийные органы, а также наркомат здравоохранения улучшению условий деятельности института. Сотрудникам выделялись земельные участки для расширения подсобных хозяйств и развития индивидуального огородничества. Но и возможности города были ограничены, поэтому горисполком вынужден был принимать такие решения, как, например, решение от 20.09.1943 г. «...обязать директора Гортопа вывезти 1200 м3 дров, заготовленных мединститутом. Отпустить в IV кв. 600 т угля, в том числе для профессоров и научных работников – 100 т при условии отгрузки его силами мединститута из шахт».

Несмотря набольшие трудности, учебный процесс продолжался и в 1943/44 учебном году институт уже перешел на обычный учебный план без сокращения времени на обучение. Улучшились условия размещения кафедр и других учебных подразделений и общежитий института в связи с возвращением некоторой части зданий, переданных эвакуированным учреждениям и предприятиям в начале войны. Более благоприятными стали материально-бытовые условия студентов, реже стали отрывать студентов от учебы. В результате большой работы кафедр и деканатов была почти полностью ликвидирована академическая задолженность студентов. Вновь активизировалась работа научных кружков. Лучшие студенты-активисты научной работы, общественники получали повышенные стипендии (более 100 чел.) и именные государственные стипендии. Среди них будущие профессора Томского мединститута Г.И. Мендрина, А.С. Саратиков, Г.И. Коваленко и другие. Значительно возросло количество аспирантов и клинических ординаторов (42 чел.).

Г.И. МендринаГ.И. КоваленкоВо время Великой Отечественной войны Томский медицинский институт не только продолжал подготовку врачей-специалистов лечебного и санитарно-гигиенического профиля, но и приступил к подготовке провизоров, стоматологов и педиатров. Фармацевтический факультет был создан осенью 1941 г. В апреле 1942 г. Томский стоматологический институт преобразован в стоматологический факультет Томского мединститута. В 1944 г. по решению Советского правительства в ТМИ открыт педиатрический факультет. Инициаторами создания педиатрического факультета были ученые ТМИ, обратившиеся в НКЗ РСФСР и ВКВШ при СНК СССР с ходатайством открыть факультет для удовлетворения возрастающих потребностей в кадрах врачей-педиатров в Западной Сибири.

Несмотря на все трудности военного времени, Томский медицинский институт за годы Великой Отечественной войны подготовил большое количество квалифицированных медицинских специалистов (табл.).

Таблица. Количество специалистов, выпущенных Томским медицинским институтом за время Великой Отечественной войны

Факультет

Год

1941

1942

1943

1944

Итого

июль

дек.

авг.

дек.

июль

февр.

июль

дек.

Лечебный

323

303

341

2

138

109

1216

Санитарно-гигиенический

140

116

121

3

85

83

548

Стоматологический

84

29

113

Фармацевтический

9

9

Итого

463

419

462

89

223

29

192

9

 

Всего

 

1886

Безусловно, при награждении в 1967 г. Томского медицинского института орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в подготовке квалифицированных медицинских кадров была учтена и та большая работа, которая была выполнена во время Великой Отечественной войны.