Создателем томской школы микробиологов был профессор П.В. Бутягин, организовавший в 1906 г. Бактериологический институт, а в 1919 г. – кафедру микробиологии в Томском университете. П.В. Бутягин внёс значительный вклад в разработку методов лечения и профилактики инфекционных заболеваний, внедрил технологии производства противодифтерийной и противоскарлатинной сывороток, создал крупнейшую в Сибири научную школу микробиологов. Из школы П.В. Бутягина вышли выдающиеся деятели отечественной медицины - Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, президент АМН СССР (1968-1977 гг.), академик АМН СССР В.Д. Тимаков, академик АМН СССР, Заслуженный деятель науки РСФСР С.П. Карпов (заведовал кафедрой микробиологии Томского мединститута в 1937-1976 гг.), академик АМН СССР Н.В. Васильев - создатель и первый заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Томского мединститута.

На протяжении более ста лет томские микробиологи разрабатывают проблемы эпидемиологии и иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, вирусологии, инфекционной и неинфекционной иммунологии. П.В. Бутягин, В.Д. Тимаков, С.П. Карпов внесли неоценимый вклад в борьбу с инфекционными заболеваниями на территории Сибири и Дальнего Востока, создав эффективные вакцины против туляремии, дифтерии, брюшного тифа и клещевого энцефалита.

Академик Н.В. Васильев стоял у истоков современной иммунологии. В 1986 г. он организовал в СибГМУ одну из первых в стране кафедр клинической иммунологии и аллергологии, а также открыл в НИИ онкологии РАМН лабораторию экспериментального биомоделирования и отдел в лаборатории онкоиммунологии, онковирусологии и радиобиологии.

Сегодня научные традиции томской школы микробиологов поддерживают и развивают её воспитанники, профессора Е.П. Красножёнов и М.Р. Карпова.

Кафедрой подготовлены 20 докторов и 130 кандидатов наук. Коллективом кафедры опубликованы 25 монографий, 15 сборников научных трудов, 17 учебных пособий