«Патофизиолога отличает широта кругозора»: заведующий кафедрой патофизиологии СибГМУ Ольга Уразова о прошлом и настоящем научной школы
24.11.2022
В 2021 году ректор СибГМУ предложил новую университетскую традицию — объявлять тему каждого нового учебного года. Этот учебный год объявлен Годом научных школ. В течение года в университете пройдёт цикл мероприятий, благодаря которому студенты смогут ближе познакомиться с представителями всех девяти научных школ СибГМУ.
О том, как развивается и чем сегодня живёт школа патофизиологов в интервью рассказала доктор медицинских наук, заведующий кафедрой патофизиологии СибГМУ, профессор, член-корреспондент РАН Ольга Уразова.
— Что такое научная школа?
— Научная школа — это специальная среда, в которой научные идеи превращаются в социально значимый продукт. Это новые фундаментальные знания и молодые кадры, которые могут эти знания производить, распространять и внедрять. Школа всегда объединяется вокруг лидера и научной идеи, которую развивают члены научной школы. Для научной школы патофизиологов СибГМУ такой идеей стала патофизиология системы крови. Это направление начало развиваться ещё со времени руководства кафедрой Дмитрия Ивановича Тимофеевского. Первые исследования были посвящены изучению патологической жизни, потом стали изучаться вопросы нарушения кроветворения, начала развиваться радиационная гематология, стали изучаться типовые реакции клеток крови при патологии.
— С чего началась томская школа патофизиологов?
— Так как СибГМУ — вуз с богатой более чем вековой историей, то у нас очень много научных школ, которые сложились с самого начала организации медицинского факультета Императорского томского университета. Наша школа патофизиологов фактически является продолжением научной школы Петербургской медико-хирургической академии. Первые три заведующих кафедрой — Пётр Михайлович Альбицкий, Александр Васильевич Репрев и Дмитрий Иванович Тимофеевский — ученики Виктора Васильевича Пашутина, который является основателем отечественной патофизиологии. Сама патофизиология как научная дисциплина была внедрена в медицинские высшие учебные заведения с целью углубления фундаментальных знаний будущих врачей, так как их теоретическая подготовка была недостаточной.
— Какими исследованиями школа занимается сейчас?
— Сегодня мы занимаемся изучением молекулярно-генетических механизмов дизрегуляции системы крови при психических и соматических заболеваниях, в том числе социально значимых. Это ишемическая болезнь сердца, злокачественные новообразования желудка и толстого кишечника и туберкулёз. Эти три направления на сегодняшний день являются основными.
В области иммунопатологии туберкулеза наша научная группа одна из ведущих в России. Мы регулярно участвуем в международных конференциях. Являемся одними из ключевых исследователей в области фундаментальных основ туберкулёзной инфекции наряду со специалистами из Москвы и Санкт-Петербурга.
— Чем патофизиологи отличаются от других учёных?
— Широтой кругозора. Патофизиология тесно связана со многими науками: биофизикой, биохимией, цитологией, гистологией и другими. И во всем этом нужно уметь ориентироваться.
Как говорил Вячеслав Викторович: «Хороший врач отличается от плохого знанием патофизиологии. Он умеет мыслить у постели больного». Патофизиология про логическое мышление. Нужно уметь сопоставить данные лабораторных, инструментальных исследований и уметь правильно интерпретировать полученные результаты. Для клиницистов это особенно важно, так как они должны понимать суть той болезни, которую лечат.
— На что студент должен обращать внимание при выборе научного руководителя? На какие качества студентов обращают внимание преподаватели?
— Когда я была студенткой, то была ориентирована на личность Вячеслава Викторовича Новицкого и других преподавателей кафедры. Вячеслав Викторович был глобальной личностью. Он умел увлекать людей, был не только заслуженным деятелем науки, но и заслуженным работником культуры. Организовал клуб одарённых молодых учёных, который был очень популярен в своё время. Я понимала, что мне интересно заниматься образовательной деятельностью и хотела остаться в университете в качестве преподавателя. Например, меня восхищало то, как Ольга Михайловна Евтушенко читала лекции по гематологии.
Студент, который хочет заниматься наукой, должен обладать определёнными качествами: целеустремленностью, любознательностью, креативностью, нестандартностью мышления, стремлением к саморазвитию, наблюдательностью и так далее. Как научные руководители, мы тоже ориентируемся на эти качества. В первую очередь нас интересуют успевающие студенты.
Важно, чтобы студенту была интересна наука. Он должен понять, насколько для него она важна, чтобы не потерять зря время. Наука — это трудно. Здесь нужно иметь определенную долю усидчивости.
— Учебник по патофизиологии знаком многим студентам российских медицинских университетов. Что нужно сделать учёному, чтобы по его учебнику учились другие университеты страны и мира?
— Работать над написанием учебника большая ответственность, так как в нём должна быть абсолютно верная и современная информация, все имеющиеся на данный момент данные фундаментальных и клинических исследований. Важно, чтобы сложные вещи были написаны доступным языком.
К разработке нашего учебника привлекались не только преподаватели кафедры патофизиологии СибГМУ, но и ведущие специалисты в области патофизиологии из других университетов России и Российской академии наук. Учебник СибГМУ по патофизиологии считается одним из лучших в России — в 2009 году был признан «Учебником года» Независимым общественным советом конкурса «100 лучших вузов России».
Сейчас по нему обучаются студенты Казахстана и будут учиться студенты Узбекистана. Также мы планируем переиздать учебник, сократить материал до одного тома и перевести его на английский для студентов билингвальной формы обучения.
— Какой совет Вы могли бы дать студентам?
— Главное не лениться, пробовать себя и присматриваться к тому, что интересно. Если интерес есть, то у вас всё получится. Ставьте перед собой конкретные задачи и старайтесь добиваться результата. Не бросайте на полпути — никогда не знаешь, что может пригодиться в будущем. Возможно, опыт научно-исследовательской работы поможет вам в практической деятельности, если вы захотите стать врачом.
Напомним, что среди запланированных медиасобытий в рамках Года научных школ СибГМУ: встречи с представителями всех девяти научных школ университета в формате диалога на равных, интервью с учёными о том, чем живут школы сегодня, премьера фильмов о профессорах университета — ярких представителях научных школ.